Куда девались  фронтовики-инвалиды? К размышлению любителям шумно попраздновать.
  К. Ю. Старохамская  
 В статистическом исследовании «Россия и СССР в  войнах XX века. Потери вооруженных сил» значится, что во время войны  демобилизовано по ранению, болезни, возрасту 3.798.200 человек, из них  инвалидов 2.576.000 человек. И среди них 450.000 одноруких или одноногих.  Читатели постарше – ну очень постарше, такие уже почти динозавры – если  покопаются в памяти, вспомнят, что в конце 40-х годов на улицах было много  инвалидов. Наследие недавней войны... Фронтовики Безрукие, безногие, на  костылях, с протезами, а то и вовсе на самодельных тележках – впрочем, это и  тележкой трудно было назвать, просто доски на колесиках, на досках сидел  безногий инвалид и отталкивался от земли такими «утюжками». Так и двигался.  Инвалиды были крикливы, раздражительны, не всегда трезвы, и не всегда чисто  одеты... Кто их осудит? Жили победители тяжело и демонстративно носили на  потертых пиджаках боевые ордена. В общем, не красили они собой ни города, ни  заботу партии и правительства об инвалидах не демонстрировали. А еще они пели и  побирались, просили милостыню по вагонам и рынкам. И это могло бы породить в  головах некие крамольные мысли о благодарности советского народа своим  защитникам – если бы кто-то об этом задумывался. А самое главное – они никого и  ничего не боялись... Их были сотни тысяч – жертв этой страшной войны, молодых  парней, искалеченных и ставших обрубками без будущего. Такое наследие оставляла  после себя любая война – а что уж говорить про Вторую мировую... И вдруг они  исчезли... Их собрали за одну ночь – погрузили в вагоны и вывезли в  «дома-интернаты закрытого типа с особым режимом». Ночью, тайком – чтобы не было  шуму. Насильно – некоторые бросались на рельсы, но куда им было против молодых  и здоровых? Вывезли. Чтобы не оскорбляли своим видом взоры горожан и туристов.  Чтобы не напоминали о долге перед ними, спасшими всех нас. «...нищенствующие  отказываются от направления их в дома инвалидов… самовольно оставляют их и  продолжают нищенствовать. Предлагаю преобразовать дома инвалидов и престарелых  в дома закрытого типа с особым режимом». Документ № 06778. Доклад Министра МВД  Круглова 20 февраля 1954 года. По замыслу благодетелей переселить в интернаты  полагалось только одиноких, но на деле никто особо не разбирался – брали всех,  кого попало, и те, у кого была семья, даже не смогли передать о себе весточку!  У них отобрали паспорта и военные билеты. Исчезли, и все. Вот там они и жили –  если это можно назвать жизнью. Скорее, существование в каком-то Аиде, с другой  стороны Стикса и Леты – реки забвения. Там были ветераны Сталинградской битвы,  заживо похороненные и выжившие, летчики и танкисты... Снова и снова ходившие в  бой, в огненный ад – за нас с вами. И получили награду – ордена и... интернат  тюремного типа, откуда не было выхода. А ведь они были молодые парни, им хотелось  жить! По сути дела, в этих интернатах они были на положении заключенных. Им  нельзя было оттуда уехать. Такое заведение существовало, например, на острове  Валаам. Интернаты находились в ведении МВД. Понятно, что там была за жизнь.  Даже то скудное содержание, которое на них выделялось, разворовывали почти  полностью. У них не было даже посуды, и они ели из полулитровых банок. Связи с  внешним миром тоже не было. Спрятали их с глаз долой подальше...  «...Категорически воспрещалось не только водить туда группы, но даже и  указывать дорогу. За это строжайше карали изгнанием с работы и даже разборками  в КГБ. И все-таки кто-то прорывался и все равно ходил туда. Но, разумеется,  поодиночке или группочками по три-четыре человека. Надо было видеть потом  опрокинутые лица этих людей, их шок от увиденного. Особенно страшно было  встретить женщин в возрасте, потерявших мужей на фронте, да еще получивших не  похоронку, а извещение «пропал без вести». Ведь некоторые из них свершали самые  настоящие паломничества по таким заведениям. Пытаясь отыскать своих мужей,  сыновей, братьев». (Евгений Кузнецов «Валаамская тетрадь»). Безруких-безногих  инвалидов выносили иногда во двор и подвешивали к деревьям – это была прогулка.  Случалось, и забывали забрать на ночь, и они замерзали: «Несмотря на то, что  первый контингент был завезен еще в 1950-м году, электричество протянули в то  место, где они жили, только в 1952-м. Света не было, помещения не отапливались,  и большинство из тех самых «сотен» как раз и умерло в первые два года. Летом же  «самовары» или «чемоданы» (так назывались инвалиды без рук и без ног) на весь  день подвешивались, иногда по двое, в корзинках на деревья. Бывали случаи, что  на ночь забывали снимать…, а ночи в Карелии даже летом холодные…» («Забыты и  подвешены», Аркадий Бейненсон). …Что творилось в душе у молодых людей,  победителей фашизма, которых Родина так отблагодарила? Не пожалел ли каждый из  них много раз, что не погиб в бою? А когда они умирали – от последствий ли  войны, или от тоски, их даже хоронили без могил. Нет могил, и нет их имен.  Просто ушли в землю. Про Валаам хоть что-то известно, есть портреты, отдельные  воспоминания, а ведь были и другие такие интернаты – от тех вообще ничего не  осталось. Вспоминают ли о них обвязанные георгиевскими лентами «патриоты» во  время крикливого празднования Победы? Недавно прошел слух (не знаю, насколько  верный, пока только слух), что есть мнение: стариков-пенсионеров надо вывезти  из больших городов «на природу». В специальные пансионаты, потому что в городах  им трудно, шумно и душно, а на природе будет хорошо. Да и квартир сколько  освободится! Нетрудно понять, что эта светлая идея по сути – такая же  людоедская, как вывоз фронтовиков в валаамский концлагерь. Что никто их желания  не спросит, а уж какой там будет уход – достаточно вспомнить несколько громких  скандалов по поводу домов престарелых в Ямме и других захолустьях, где стариков  буквально сживали со свету. Остается только надеяться, что идея не  осуществится. Но... если подумать: те, кого «отцам городов» очень хотелось бы  вывезти с глаз долой из дефицитного жилья – они в конце 40-х, начале 50-х годов  были в самом расцвете молодости. Это они вывозили фронтовиков-«самоваров» на  Валаам. А кто не вывозил сам – тот молчал и не спросил: а где они? Куда в  одночасье девались все безногие из городов? Не интересовались, не возражали,  освободили город от надоедливых и неприятных инвалидов, и ладно. Ну вот и их  черед пришел... А чего следовало ожидать? «Читатель! Любезный мой читатель!  Понять ли нам с Вами сегодня меру беспредельного отчаяния горя неодолимого,  которое охватывало этих людей в то мгновение, когда они ступали на землю сию. В  тюрьме, в страшном гулаговском лагере всегда у заключенного теплится надежда  выйти оттуда, обрести свободу, иную, менее горькую жизнь. Отсюда же исхода не  было. Отсюда только в могилу, как приговоренному к смерти. Ну, и представьте  себе, что за жизнь потекла в этих стенах. Видел я все это вблизи много лет  подряд. А вот описать трудно. Особенно, когда перед мысленным взором моим  возникают их лица, глаза, руки, их неописуемые улыбки, улыбки существ, как бы в  чем-то навек провинившихся, как бы просящих за что-то прощения. Нет, это  невозможно описать. Невозможно, наверно, еще и потому, что при воспоминании обо  всем этом просто останавливается сердце, перехватывает дыхание и в мыслях  возникает невозможная путаница, какой-то сгусток боли! Простите...»  («Вааламская тетрадь», Евгений Кузнецов).
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-46880/