ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
                
                ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ
                
               	СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
				
				ХРИСТИАНСТВО
 В ВЕНГРИИ
				
               СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ
				
               ХРИСТИАНСКИЕ ПРАВЕДНИКИ
				
               ВСЕХ ИХ СОЗДАЛ БОГ
				
 
               ЖИЗНЬ В ЦЕРКВИ
				
 
               НАШЕ ПРОШЛОЕ
 И НАСТОЯЩЕЕ
				
				О ПРИХОДЕ
				
				РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ
				
				ЦЕРКОВНАЯ БИБЛИОТЕКА 
				
				ДУХОВЕНСТВО ХРАМА
				
				СТРАНИЦА РЕГЕНТА 
				
                ЦЕРКОВЬ
 И ГОСУДАРСТВО
   
                ВОСПОМИНАНИЯ
 И ДНЕВНИКИ
   
                НАШИ РЕКВИЗИТЫ
   
                СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
                СОВЕТЫ ВРАЧА
				ПЛАН ПРОЕЗДА
				
                ФОТО
				
                ССЫЛКИ
				
                ГАЛЕРЕИ
				
                КОНТАКТЫ 
				
                
                
Когда били колокола. Из дневников М.М. Пришвина 1926-1932
Название «Когда били колокола …» написано рукой Пришвина на коробке с сотнями сохранившихся негативов. В это время Пришвин жил в Сергиевом Посаде (переименованном в дни уничтожения колоколов в город Загорск). Каждый день писатель фиксировал в дневнике всё, что происходило в те дни в Лавре. Предлагаемые выдержки взяты в основном из дневника 1930 года, который в настоящее время готовится к печати в полном объёме.
          1926
           
          23 ноября. Учитель, посетивший Троицкую лавру с  экскурсией, сказал при виде «Троицы» Рублева ученикам: «Все говорят, что на  этой иконе удивительно сохранились краски, но краски на папиросных коробочках  по маслу гораздо ярче».
          Толпа каких-то уродливых  людей окружила мощи преп. Сергия, молча разглядывая кости под стеклом,  наконец один сказал:
  – Нетленные!
          И все загоготали.
          С каким бы наслаждением  в это время я провёл тоненькую черную машинную ниточку и потихонечку дернул,  чтобы череп хоть чуть-чуть шевельнулся. Вот бы посмотреть, как мчатся в безумии  обезьяны. Я бы не стал их обманывать, чтобы собирать с них медные копейки, как  делал монах, и увозить на каждую службу из церкви на украшение обители. Я бы  только их попугал, чтобы они, подходя к недоступному им и непостижимому, имели  страх …
          
  1929 
  
  22 ноября . В Лавре снимают  колокола, и тот в 4000 пудов, единственный в мире, тоже пойдет в  переливку. Чистое злодейство, и заступиться нельзя никому и как-то неприлично:  слишком много жизней губят ежедневно, чтобы можно было отстаивать  колокол …
  
  12 декабря. Сейчас резко  обозначаются два понимания жизни. Одним – всё в индустриализации страны, в  пятилетке и тракторных колоннах, они глубоко уверены, что если удастся  организовать крестьян в коллективы, добыть хлеб, а потом всё остальное,  необходимое для жизни, то вот и всё. И так они этим живут, иногда же, когда  вообразят себе, что нигде в свете не было такого великого коллектива, приходят  прямо в восторг.
          Другие всему этому  хлебно-тракторному коллективу не придают никакого значения, не дают себе труда  даже вдуматься в суть дела. Их в содрогание приводит вид разбитой паперти у  Троицы, сброшенного на землю колокола, кинотеатр в церкви и место отдыха,  обязательное для всех граждан безбожие и, вообще, это высшее достижение,  индустриальное извлечение хлеба из земли … Пусть бы! – думают  они, – по существу в (– неразборчиво), но раз оно противопоставляется  вызывающе любви (хлеб вместо любви), тем становится и враждебным: что-то вроде  искушения Сатаны …
          
  25 декабря. Пусть отменят Рождество,  сколько хотят, моё Рождество вечное, потому что не я мишурой убираю дерево, а  мороз старается. На восходе березовые опушки, словно мороз щекой к солнцу стал,  и они стали ему разукрашивать: никакими словами не передать, как разукрасились  березовые опушки, сколько блесток … след триумфатора.
  
  1930 
  
  4 января. Показывал Павловне [1] упавший вчера  колокол, при близком разглядывании сегодня заметил, что и у Екатерины Великой,  и у Петра Первого маленькие носы на барельефных изображениях тяпнуты молотком:  это, наверно, издевались рабочие, когда еще колокол висел. Самое же тяжкое из  этого раздумья является о наших богатствах в искусстве: раз «быть или не быть»  индустрии, то почему не спустить и Рембрандта на подшипники. И спустят, как  пить дать, все спустят непременно. Павловна сказала: «Народ навозный, всю  красоту продадут».
  
  5 января. (Запись на полях:( Погонят в коллектив.
          1) Как у нас  церковь закрыли.
          2) … – Пойдем,  мы тоже, когда умрем, поглядят и пойдут.
          3) – Когда его  сбросили? – Ночью, в 12 часов.
          4) – Как поднимали!  Сбросить – техника, всякие специалисты, а ведь как, дураки, подымали.
          Поп: – Пустой!  языка нет. – Ну, так чего же … – Чего? – Да вы говорили,  что просто упал и ничего не было: откуда же возьмется, если языка нет:  лишенец …
          
  6 января. Сочельник. Верующим к Рождеству вышел  сюрприз. Созвали их. Набралось множество мальчишек. Вышел дефективный человек и  сказал речь против Христа. Уличные мальчишки радовались, смеялись, верующие  молчали: им было страшно сказать за Христа, потому что вся жизнь их зависит от  кооператива, перестанут хлеб выдавать и крышка! После речи своей дефективное  лицо предложило закрыть церковь. Верующие и (кое)-какие старинные: Тарасиха и  другие молчали. И так вышло, что верующие люди оставили себя сами без Рождества  и церковь закрыли. Сердца больные, животы голодные и постоянная мысль в голове:  рано или поздно погонят в коллектив.
  
  8 января. Вчера сброшены языки с Годунова и  Карнаухого [2].  Карнаухий на домкратах. В пятницу он будет брошен на Царя с целью разбить его.  Говорят, старый звонарь пришел сюда, приложился к колоколу, простился с ним:  «Прощай, мой друг!» и ушел, как пьяный.
          Был какой-то еще старик,  как увидел, ни на кого не посмотрел, сказал: «Сукины дети!» Везде шныряет  уполномоченный ГПУ. Его бесстрастие. И, вообще, намечается тип такого чисто  государственного человека: ему до тебя, как человека, нет никакого дела.  Холодное, неумолимое существо.
        Разговор об отливке  колоколов, о способах поднятия, о времени отливки и устройства колокольни, и  все врут, хотя тут же над головой стоит дата начала закладки здания при  Анне Иоановне в 1741 году и окончания при Екатерине в 1769-м. «Все  врут, никто ничего не помнит теперь верно», – закончила одна женщина.
          9 января. На колокольне идет работа по снятию  Карнаухого, очень плохо он поддается, качается, рвет канаты, два домкрата смял,  работа опасная, и снимать было чуть-чуть рискованно. Большим колоколом,  тросами, лебедками завладели дети. Внутри колокола полно ребят, с утра до ночи  колокол звенит … Время от времени в пролете, откуда упал колокол,  появляется т. Литвинов и русской руганью, но как-то по-латышски бесстыдно  и жестоко ругается на ребят. Остряки говорят: бьет в большие колокола и с перезвоном.
          15 января. 11-го сбросили Карнаухого. Как  по-разному умирали колокола. Большой, Царь, как большой доверился людям в том,  что они ему ничего худого не сделают, дался опуститься на рельсы и с огромной  скоростью покатился. Потом он зарылся головой глубоко в землю. Толпы детей  приходили к нему, и все эти дни звонили в края его, а внутри устроили себе  настоящую детскую комнату.
          Карнаухий как будто  чувствовал недоброе и с самого начала не давался, то качнется, то разломает  домкрат, то дерево под ним трескается, то канат оборвется. И на рельсы шел  неохотно, его потащили тросами …
          При своей громадной  форме, подходящей большому Царю, он был очень тонкий: его 1200 пудов были  отлиты почти по форме Царя в 4000. Зато вот когда он упал, то разбился  вдребезги. Ужасно лязгнуло и вдруг все исчезло: по-прежнему лежал на своем  месте Царь-колокол, и в разные стороны от него по белому снегу бежали быстро  осколки Карнаухого. Мне, бывшему сзади Царя, не было видно, что спереди и от  него отлетел огромный кусок.
          Сторож подошел ко мне и спросил,  почему я в окне, а не с молодежью на дворе.
          – Потому, ответил я, что там опасно: они молодые, им не страшно и не жалко  своей жизни.
          – Верно, ответил сторож, молодежи много, а нам, старикам, жизнь свою надо  продлить …
          – Зачем, удивился я нелепому обороту мысли.
          – Посмотреть, сказал он, чем у них все кончится, они ведь не знали, что  было, им и неинтересно, а нам сравнить хочется, нам надо продлить.
          Вдруг совершенно стихли  дурацкие крики операторов, и слышалось только визжание лебедок при потягивании тросов.  Потом глубина пролета вся заполнилась и от неба на той стороне осталось только,  чтобы дать очертание форм огромного колокола. Пошел, пошел! И он медленно  двинулся по рельсам.
          
          16 января. Осматривали музей. Две женщины делали  вид, что рассматривают мощи преп. Сергия, как вдруг одна перекрестилась и  только бы вот губам ее коснуться стекла, вдруг стерегущий мощи коммунист резко  крикнул: «Нельзя!».
          Рассказывали, будто одна  женщина из Москвы не посмотрела на запрещение, прикладывалась и молилась на  коленях. У нее взяли документы и в Москве лишили комнаты.
          Сколько лучших сил было  истрачено за 12 лет борьбы по охране исторических памятников, и вдруг  одолел враг, и все полетело: по всей стране теперь идет уничтожение культурных  ценностей и живых организованных личностей.
          Всегда ли революцию  сопровождает погром («грабь награбленное»)?
          Сильнейшая центральная  власть и несомненная мощь Красной Армии – вот все «ergo sum» [3] коллектива Советской  России. Человеку, поглощенному этим, конечно, могут показаться смешными наши  слезы о гибели памятников культуры. Мало ли памятников на свете! Хватит! И  правда, завтра миллионы людей, быть может, останутся без куска хлеба, стоит ли  серьезно горевать о гибели памятников?
          Вот жуть с колхозами!
          
          17 января. Не то замечательно, что явился негодяй,  ими хоть пруд пруди! – а что довольно было ему явиться и назвать Дом  ученых контрреволюционным учреждением, чтобы вся Москва начала говорить о  закрытии Дома ученых. По всей вероятности, такое же происхождение имеют и  нынешние зверства в отношении памятников искусства.
          
          19 января. Весь день отделывал снимки колокола.  «Разрушите храм сей» … [4]. На какие-нибудь  30 верст, а мой колокол будет звонить по всей земле, на всех языках.  Но … Вот это «но» и завлекает в тему: какое должно быть мое слово, что бы  звучало как бронза!
          Все это время лебедкой  поднимали высоко язык большого колокола и бросали его на кусок Карнаухого и  Большого, дробили так и грузили. И непрерывно с утра до ночи приходили люди и  повторяли: трудно опускать, а как же было поднимать?
          Внутренность нашего  большого колокола, под которым мы живем, была наполнена туманом: чуть виднелась  колокольня, но резко слышались металлические раскаты лебедок, управляющих  движением большого колокола на пути по крыше, с которой сегодня он должен  свалиться …
          Вот на дворе сложена  поленница березовых дров, сделанная для нашего тепла из когда-то живых берез.  Мы теперь ими топимся, и этим теплом, размножаясь, движемся куда-то вперед  («мы» – род человеческий). Точно так же, как дрова, и электричество, и вся  техника усложняется, потому что мы размножаемся. И так мы живем, создавая из  всего живого средства для своего размножения. И, конечно, если дать полную волю  государству, оно вернет нас непременно к состоянию пчел или муравьев, то есть  мы все будем работать в государственном конвейере, каждый в отдельности, ничего  не понимая в целом. Пока еще все миросозерцания, кроме казенного, запрещены,  настанет время, когда над этим будут просто смеяться. Каждый будет вполне  удовлетворен своим делом и отдыхом.
          Вот почему и был разбит  большой колокол: он ведь представлял собой своими краями круг горизонта и звон  его купно … (не дописано).
          Язык Карнаухого был  вырван и сброшен еще дня три тому назад, губы колокола изорваны домкратами.
          «Аргус» 1913 г. № 8. Очерк Зарина  «Колокола».
          Еще египтяне и ассирийцы «звоном созывали молящихся в храмы». А за 200 л.  до Р.X. историки дают точное описание колоколов в современном значении. В  Китае, Японии, Индии – за 4000 лет до Р.X.
          В Зап. Европе начало колоколов в VII в.
          В Лондоне 850 пуд. – самый большой, если не считать Кельнского  «великого молчальника» в 1312 п. (неудачный).
          В России первое упоминание в 1066 г.
          В XVI в. в Ростове «благовестник» 1000 п.
          Конец XVII в. в Ростове митрополит Иона Сысоевич – страстный  ревнитель колокольного дела – в 1689 г. он отлил знаменитые  3 ростовских колокола: «Сысой» 2000 пуд., «Полиелейный» 1000 п.  и будничный «Лебедь» 500 п.
          Троице-Серг. – в конце XVII в. отлит в 3319 п. и в 1746  Елизаветой перелит и доб. до 4000 п. («Царь») Годунов – 1850 и  «Кирноцкий» 1275 п.
          В Москве на Колок. Ивана Великого «Успенский» – 3355 п. 4 ф.
          Крепостной Смагин «собирал звоны» и обучал звонарей.
          
          23 января. Все воскресенье и понедельник горел  костер под Царем, - чтобы оттаяла земля, и колокол упал на отбитые края  ближе к месту предполагаемого падения Годунова. Рабочие на колокольне строили  клетку под Годунова.
          
          24 января. Редкость великая: солнечный день. Царя  подкопали и подперли домкратом. В воскресенье рассчитывают бросить Годунова.
          Образы религиозной мысли, заменявшие философский язык при выполнении завета:  «шедше, научите все народы» [5], ныне отброшены,  как обман. «Сознательные» люди последовательны, если разбивают колокола. Жалки  возражения с точки зрения охраны памятников искусств.
          Иной человек по делам  своим, по образу жизни подвижник и настоящий герой, но если коснуться его  сознания, то оно чисто мышиное: внутри его самая подлая нынешняя тревога и  готовность уступить даже Бога, лишь бы сохранить бытие на этом пути, который  извне представляется нам героическим.
          Мы ездили вечером на  извозчике к Кожевникову [6].
          – Плохо  живется? – спросил я извозчика.
          – Очень плохо,  ответил он, перегоняют в коллектив.
          – Не всем плохо от  этого, – сказал я.
          – Да, не всем,  только лучше немногим.
          Через некоторое время он  сказал:
          – Ждать хорошего  можно для наших внуков, они помнить ничего нашего, как мы страдали, не будут.
          – Будут счастливы,  – сказал я, – и не будут помнить о нашем мучении, какие счастливые свиньи!  Извозчик очень понял меня и со смехом сказал:
          – Выходит, мы  мучаемся для счастливых свиней. (Кстати, – вот зачем мощи и крест).
          Растет некрещеная Русь.
          Нечто страшное  постепенно доходит до нашего обывательского сознания, это – что зло может  оставаться совсем безнаказанным и новая ликующая жизнь может вырастать на  трупах замученных людей и созданной ими культуры без памяти о них.
          Рабочие сказали, что  решено оставить на колокольнях 1000 пудов. «Лебедь» останется? – Не  знаем, –сказали: остается 1000 пудов.
          – А Никольский?
          Ничего не ответили  рабочие, в сознании их и других разрушителей имя тонуло в пудах.
          – Православный? –  спросил я.
          – Православный,  – ответил он.
          – Не тяжело было в  первый раз разбивать колокол?
          – Нет, –  ответил он, –я же за старшими шел и делал, как они, а потом само пошло.
          И рассказал, что плата  им на артель 50 коп. с пуда и заработок выходит по 8 1/2 р. в  день.
          Говорил с рабочими о  Годунове, я спрашивал, не опасно ли будет стоять (нрзб.) на крыше. – Нет,  говорили они, совсем даже не опасно. – А вот когда будете выводить из  пролета на рельсы, не может он тут на бок …
          – Нет, ответили  рабочие, из пролета на рельсы мы проведем его, как барана.
          Колокола, все равно, как  и мощи, и все другие образы религиозной мысли уничтожаются гневом обманутых  детей. Такое великое надо разумение …
          
          25 января. Лебедками и полиспастами [7] повернули Царя  так, что выломанная часть пришлась вверх. Это для того, чтобы Годунов угодил  как раз в этот вылом и Царь разломился.
          Жгун определенно сказал,  что «Лебедок» и с ним еще два сторонние колокола остаются.
          
          27 января. На сегодня обещают бросать Годунова.
          
          28 января. Падение «Годунова» (1600–1930 г.) в  11 утра.
          
          А это верно, что Царь,  Годунов и Карнаухий висели рядом и были разбиты падением одного на другой. Так  и русское государство было разбито раздором. Некоторые утешают себя тем, что  сложится лучше. Это все равно, что говорить о старинном колоколе, отлитом Годуновым,  что из расплавленных кусков его бронзы будут отлиты колхозные машины и красивые  статуи Ленина и Сталина …
          Сначала одна старуха  поднялась к моему окну, вероятно, какая-нибудь родственница сторожа. Напрасно  говорил я ей, что опасно, что старому человеку незачем и смотреть на это. Она  осталась, потому что такая бессмысленная старуха должна быть при всякой смерти,  человека, все равно как колокола … К ней присоединились еще какие-то  женщины, сам сторож, дети прямо с салазками, и началось у них то знакомое всем  нам обрядовое ожидание, как на Пасхе ночью первого удара колокола, приезда  архиерея или …
          О Царе старуха сказала:
          – Большой-то как  легко шел! – Легко, а земля все-таки дрогнула. – Ну, не без того,  ведь четыре тысячи пудов. Штукатурка посыпалась, как упал, а пошел, как легко,  как хорошо!
          Совершенно так же  говорила старуха о большом колоколе, как о покойнике каком-нибудь: Иван-то  Митрофаныч как хорошо лежит!
          Потом о Карнаухом: Вот  вижу: идет, идет, идет, идет -бах! и нет его, совсем ничего нет, и только  бегут по белому снегу черные осколки его, как мыши.
          Послышалось пение, это  шел для охраны отряд новобранцев, вошел и стал возле Троицкого собора с пением:  Умрем за это!
          Рабочие спустились с  колокольни к лебедкам. У дверей расставились кое-что понимающие сотрудники  музея. Когда лебедки загремели, кто-то из них сказал:
          – Гремит и, видно,  не поддается …
          – Еще бы, ответил  другой, – ведь это шестнадцатый век тащат.
          – Долго что-то, –  вздохнула старуха, – вот тоже Карнаухого часа два дожидались. Хорошо, легко Большой  шел: не успели стать, глядим, идет, как паровоз.
          Показался рабочий и стал  смазывать жиром рельсы.
          –  Бараньим салом  подмазывают!
          – В каждом деле  так, не подмажешь, не пойдет.
          –  Да, Большой-то  летел, и как здорово!
          –  Будут ли опять  делать?
          – Колокол?
          – Нет, какие колокола,  что уж! Я про ступеньки на колокольне говорю разбитые, будут ли их делать.
          – Ступеньки … на  что их!
          –  Ах, как легко  шел Большой. Жалко мне. Работали, старались.
          С насмешкой кто-то  ответил:
          – И тут стараются, и тут  работают. После нас опять перерабатывать будут, а после них опять, так жизнь  идет.
          –  Жизнь, конечно,  идет, только дедушки и бабушки внучкам рассказывают, и вот и мы им расскажем,  какие мы колокола видели.
          После некоторого  перерыва в работе, когда все как бы замерло и время остановилось, из двери  колокольни вышел Жгун с портфелем и за ним все рабочие. На колокольне остался  один Лева-фотограф [8].  Жгун с рабочими удалился к толпе, дал сигнал, лебедки загремели, тросы  натянулись и вдруг упали вниз: это значило, колокол (– неразборчиво.) и  пошел сам.
          –  Сейчас  покажется!  – сказали сзади меня.
          –  Ах!
          Показался. И так тихо,  так неохотно шел, как-то подозрительно. За ним, сгорая, дымилась на рельсах  подмазка. Щелкнув затвором в момент, когда он, потеряв под собой рельсы, стал  наклоняться, я предохранил себя от осколков, откинулся за косяк окна. Гул был могучий  и продолжительный. После того картина внизу явилась, как и раньше: по-прежнему  лежал подбитый Царь, и только по огромному куску, пудов в триста, шагах в  пятнадцати от Царя, можно было догадаться, что это от Годунова, который  разбился в куски.
          Большой дал новую  трещину. Пытались разломать его блоками полиспастом, но ничего не вышло …
          Так окончил жизнь свою в  330 лет печальный колокол, звуки которого в Посаде привыкли соединять с  несчастьем, смертью и т.п. По словам Попова, это сложилось из того, что 1-го мая  служились панихиды по Годуновым и, конечно, звонили в этот колокол.
          (На полях:( Друг мой,  какие это пустяки, не в том дело, что его при Годунове отливали, многие из нас  самих начало своей духовной организации получили при Годунове, – каком  Годунове! через творения эллинов от Эллады и от Египта и кровь наша, обрываясь  (– неразборчиво) бежит от первобытного человека.
          Многие из нас тоже  колокола очень звучные и в падении колокола (– неразборчиво) и собираются  перед собственной смертью.
          Мотив утомительно, нудно  повторяющийся: сколько пудов, и как подымали, и воспоминания о тех колоколах,  которые упали.
          
          29 января. Мы отправились снять  все, что осталось на колокольне.
          Рабочие лебедками  подымали язык большого колокола и с высоты бросали его на Царя. Стопудовый язык  отскакивал, как мячик. Подводы напрасно ждали обломков.
          В следующем ярусе после  того, заваленного бревнами и обрывками тросов, где висели не когда Царь,  Карнаухий и Годунов, мы с радостью увидели много колоколов, это были все те, о  которых говорили: – «Остается тысяча пудов».
          Это был, прежде всего,  славословный колокол Лебедь («Лебедок»), висящий посередине, и часть «зазвонных  колоколов». В западном пролете оставался один колокол (из четырех). Можно  надеяться, что это остался знаменитый «чудотворцев колокол», отлитый игуменом  Никоном в 1420 году. В северном пролете оставались два, один из них царя  Алексея Михайловича.
          С большим трудом мы  сняли верхние возы. В морозный день, безветренный, дым из труб белый стремился  на небо и многое закрывал.
          
          30 января. Как удивительно вчера сошлись обе мои  темы: 1) революционное разрушение святынь несчастнейшего народа и  2) медвежье-игрушечное с высоты колокольни мы разглядели колечко народа,  окружающего представление Марии Петровны [9].
          
          31 января. Жгун с сокрушением рассказывал Леве о  своем промахе: он доложил о трудности снятия «Лебедя», и тут оказалось,  «Лебедь» один из древнейших колоколов, и его решили сохранить.
          –  Надо было  кокнуть его на колокольне, сказал Жгун,  – а потом и доказывать.
          Вот такие они все  техники. Такой же и (– неразборчиво) и Лева таким же был бы, если бы не мое  влияние, и я, не будь у меня таланта.
          
          3 февраля. Трагедия с колоколом потому трагедия,  что очень все близко к самому человеку: правда, колокол, хотя бы Годунов, был  как бы личным явлением меди, то была просто медь, масса, а то вот эта масса  представлена формой звучащей, скажем прямо, личностью, единственным в мире  колоколом Годуновым, ныне обратно возвращенным в природный сплав. Но и то бы  ничего, это есть в мире, бывает, даже цивилизованные народы сплавляются.  Страшна в этом некая принципиальность – как равнодушие к форме личного  бытия: служила медь колоколом, а теперь потребовалось, и будет подшипником. И  самое страшное, когда переведешь на себя: «Ты, скажут, писатель Пришвин,  сказками занимаешься, приказываем тебе писать о колхозах».
          
          6 февраля. Два разоренные, обобранные попа, в чем  были, в паническом страхе бежали из Александровского уезда. На станции Берендеево  они сошли с поезда, остриглись, переоделись в какое-то рубище и потом  продолжили свой путь до Сергиева. Тут было раньше прибежище всем таким людям.  Но теперь нет ничего, и даже имя свое Троица переменила. Теперь это Загорск.
          
          7 февраля. Ходили с Левой в лаврскую баню. По пути  видели остатки колоколов: несколько обломков Царя и тот большой, пудов в  300 кусок Годунова, который отлетел на 15 шагов.
          Университет, говорят,  превращается в Политехникум, и это, «вообще говоря», вполне понятно: революция  наша с самого начала не считалась с тогами ученых и так постепенно через  12 лет превратила науку в технику и ученую деятельность в спецслужбу. Было  благо-го-го-вение к науке даже и у попа Мишки Рождественского: занимался  краеведением и стариной. Теперь поп Мишка Рождественский служит в  Рудметаллтресте, занимается добыванием цветного металла из колоколов и больше  не поп Мишка Рождественский, а тов. Октябрьский.
          Я лично давным-давно  расстался с научным «миросозерцанием», но сохранил уважение и теперь сохраняю к  аскетизму ученых и их независимости от влияния многоразбойной повседневной  жизни. Несомненно, особенно у нас, корпорация ученых была определенной большой  общественной и политической силой. Теперь она снишла до основания и ученые  стали просто техниками.
          И Космос изъят из  Академии. Давно пора! спектральный анализ почтенный метод для техника, но он  именно противник космоса.
          Что же принесет с собой  новый молодой человек на ту сторону бездны, разделившей нас с мечтой о любви к  ближнему по церковным заветам и с милым гуманизмом науки?
          
          8 февраля. Непокорные колокола (Истор. Вестник.  1880. Т. II, ст. 796).
          Битва под Нарвой (1770 г.) В 1701 г. неслыханная  мера – 1/4 часть колоколов отобрать. В конце 1701 г. было  добыто 8000 пуд. меди.
          
          2 марта. (Вырезка из газеты:( «Что это:  политическое руководство колхозом или политика его разложения и дискредитации?  Я уже не говорю о тех, с позволения сказать, «революционерах», которые дело  организации артели начинают со снятия колоколов. Снять колокола –  подумаешь, какая революционность!» (Сталин. Известия, 2 марта  1930 г.)
          Вчера было напечатано  распоряжение о том, чтобы в средних школах не мучили детей лишенцев за их  лишенство. Так резко выделялись эти строки среди человеконенавистнических, что  все это заметили, и все об этом говорили. К этому так странно прибавляли, что  будто бы к 15 марта хотят отменить пятидневку. В воздухе запахло  поворотом: боги насытились кровью. И правда, сегодня напечатана статья Сталина  «Головокружение от успехов», в которой он идет сам против себя. Едва ли когда-нибудь  доходили политики до такого цинизма: правда, как на это смотреть, если,  например, отдав приказ об уничтожении колоколов, через некоторое время, когда  колокола будут разбиты, стал бы негодовать на тех, кто их разбивал.
          В учреждениях, в  редакциях, в магазинах сонно, пусто и как-то пыльно, везде остатки чего-то,  хлама. Да, по-видимому, дальше идти некуда …
          12 марта. После манифеста мало-помалу определяется  положение: сразу вскочили цены на деревенские продукты, – это значит,  мужик стал продавать (в пользу себя), а не распродавать ввиду коллективизации.  И, заметно, многие перестали думать о войне, что, по всей вероятности, и более  верно: не будет войны. Сколько же порезано скота, во что обошелся стране этот  неверный шаг правительства, опыт срочной принудительной коллективизации.  Говорят, в два года не восстановить. А в области культуры, разрушение всей  12-летней работы интеллигенции по сохранению памятников искусства?
          16 марта. А.Н. Тихонов [10] (я говорю о нем,  потому что он, Базаров – имя им легион) все неразумное в политике  презрительно называет «головотяпством». Это слово употребляют вообще и все  высшие коммунисты, когда им дают жизненные примеры их неправильной, жестокой  политики. Помню, еще Каменев на мое донесение о повседневных преступлениях  ответил спокойно, что у нас в правительстве все разумно и гуманно.
          – Кто же виноват? –  спросил я.
          – Значит, народ  такой, – ответил Каменев.
          Теперь то же самое, все  ужасающие преступления этой зимы относятся не к руководителям политики, а к  головотяпам. А такие люди, как Тихонов, Базаров, Горький, еще отвлеченнее, чем  правительство, их руки чисты не только от крови, но даже от большевистских  портфелей … Для них, высших бар марксизма, головотяпами являются уже и  Сталины … Их вера, опорный пункт – разум и наука.
          Эти филистеры и не  подозревают, что именно они, загородившие свое сердце стенами марксистского  «разума» и научной классовой борьбы, являются истинными виновниками  «головотяпства».
          Они презирают правительство,  но сидят около него и другого ничего не желают. Вот Есенин повесился и тем спас  многих поэтов: стали бояться их трогать. Предложи этим разумникам вместе  сгореть, как в старину за веру горели русские люди. «За что же гореть? –  спросят они, – все принципы у нас очень хорошие, желать больше нечего:  разве сам по себе коллективизм плох, или не нужна стране индустриализация?  Защита материнства, детства, бедноты – разве все это плохо? За что  гореть?»
          Вероятно, так было и в  эпоху Никона: исправление богослужебных книг было вполне разумно, но в то же  время под предлогом общего лика разумности происходила подмена внутреннего  существа. Принципа, за который стоять, как и в наше время, не было –  схватились за двуперстие и за это горели.
          Значит, не в принципе  дело, а в том, что веры нет: интеллигенция уже погорела.
          
          22 марта. Какой разрыв в душе моей, какая боль  бессмысленная. Утомленный бездельем, думаю иногда: «как бы ужаснулся  какой-нибудь восторженный мой читатель, если бы он заглянул в мою пустоту».
          
          9 апреля. Князь сказал: «Иногда мне бывает так  жалко родину, что до физической боли доходит».
          Фотографировал весну:  снег с летними облаками, снег на глазах рождает воду, и летние облака уже  спешат отразиться в этой мутной воде. Летят журавли …
          Мальчишка потребовал:
          – Сними меня!
          Я промолчал. Он лезет.
          – Убирайся! –  сказал я.
          Он отстал и камнем меня  в затылок, меня, старика, собиравшего материалы для детских рассказов. Что было  делать? Он пустился бежать во весь дух. Сверху видели два молодых человека. Я  им пожаловался. Они не отозвались даже … Вот так и съел камень.
          Конечно, такие мальчишки  всегда были, но боли такой не было в душе, и потому камень нынешнего времени  гораздо больнее ударил. Боль небывалая. И некуда с ней прислониться, как раньше  бывало («некому слезу утереть»). Бывало, все надеемся: вот переможем, нажмем и  будет лучше. Главное тогда (хотя бы при Ленине) думалось, что можно смириться,  по-человечески кому-то рассказать и поймут, и заступятся. Теперь некому  заступиться. И вовсе пропади – совсем не отзовутся, потому что мало ли  пропало всяких людей и пропадает каждый день.
          10 апреля. Никогда весной не был я таким  гражданином, как теперь: мысль о гибнущей родине, постоянная тоска не  забывается ни при каких восторгах, напротив, все эти ручейки из-под снега,  песенки жаворонок и зябликов, молодая звезда на заре – все это каким-то  образом непременно возвращает к убийственной росстани: жить до смерти в  полунищете среди нищих, озлобленно воспитанных по идее классовой борьбы, или  отдаться в плен чужих людей, которые с иностранной точки зрения взвесят твою  жизнь и установят ее небольшую международную значимость …
          Заболей я какой-нибудь  смертельной болезнью, жена моя Ефросинья Павловна непременно с первой поры  сделала бы меня самого виновником … Очень возможно, что и я сам бы признал  свою вину, и во всяком случае, в тот момент, когда болезнь даст отдых,  порадовался бы людям и жизни всей вообще: ну, умираю и умру, так надо, а  все-таки, ну, как же славно они живут. Так вот это состояние легче и, во всяком  случае, как-то достойней, (чем) теперь: я здоров как бык, в полном расцвете  своего таланта, а родина, умирая, проходит мимо, и ей не до тебя.
          Так вот что хочу я сказать: лучше мне, лучше умереть самому и в хорошие  мужественные минуты радоваться, что жизнь остается хорошая, чем самому  оставаться и думать, что жизнь, заключенная в понятие «родина», проходит. Нет  ничего печальней одинокого дерева на вырубке …
          
          20 апреля. Эпоха диктатуры страшно понизила  нравственное сознание масс и, по-моему, главным образом через мальчишек,  которых в месячный срок учат на курсах «в два счета на ять» классовой борьбе.  Их бы таких надо было на фронт, и они бы героями были, а они упражняются в  геройстве на беззащитных гражданах под видом войны с кулаками. Так через них и  сами граждане мало-помалу затемняются в своем нравственном сознании.
          Вот моя хозяйка в  Переславище Домна Ивановна какая хорошая, трудолюбивая женщина, и вот как  удивила она меня, как задела, как расстроила. Правда, ничто так не  расстраивает, как это понижение сознания. В этот раз разговорились мы о конском  мясе, что вот мужики правильно же едят конскую колбасу «тпру, тпру, а едят»,  хоть бы что. Домна Ивановна при этом рассказала, что салом от конины можно  заразиться, что в Кимрах так было – сорок человек заразились.
          – Расстреливать  будут! – сказала Д.И.
          – Виновников? – спросил я, полагая, что ветеринар недосмотрел и вот  их за это.
          – Да, да, – не поняла меня Д.И., – всех их сорок человек  расстреляют, чтобы других не заражали.
          – Вздор! – сказал я, – не может этого быть. И рассказал Д.И-е о  двух-трех случаях из медицинской практики, когда смерть человека и ему самому  кажется желанной, и другим очень полезно, а вот нельзя …
          – Подумайте, –  рассказал я, – если бы можно было уничтожить безнадежно больных, то  непременно это перекинулось бы на бесполезных, по том стали бы отбирать на  племя более сильных, а слабых топить. Чуть нехватка в чем, и лишних долой. С  землей-то как хорошо: переумножились люди – и чистка! Да разве так можно!  Да разве можно поверить тому Кимренскому салу, Господь с вами,  Домна Ивановна.
          Равнодушно так ответила Д.И.:
          – За что купила, за  то продаю, Михаил Михайлович, слышала от людей, сказывали, что болезнь  заразная, неизлечимая …
          Тяжело мне было, главное, потому, что речь моя так и не возвратила  Домне Ивановне ее прежнее, очевидно, умирающее в ней сознание. Правда,  столько расстреливают людей, признанных граждан вредными, почему же не  расстрелять зараженных этой страшной неизлечимой болезнью людей …
          
          27 апреля. Встретил искусствоведа из Третьяковки  (Свирина) и сказал ему, что для нашего искусства наступает пещерное время и нам  самим теперь загодя надо подготовить пещерку. Или взять прямо решиться сгореть  в срубе по примеру наших предков 16-го в. Свирин сказал на это, что у него  из головы не выходит –  покончить с собой прыжком в крематорий.
          – А разве можно? – спросил я.
          – Можно, – сказал он, – когда ворота крематория открываются,  чтобы пропустить гроб, есть момент, когда можно прыгнуть.
          
          6 мая. За событиями не надо гоняться. Каждое  событие дает волну, которая достигнет непременно и тебя, сидящего за тысячу  верст от исхода его. Нужно только быть готовым в себе самом, чтобы по явлениям  в твоей повседневной жизни понимать и общую мировую жизнь. На деле, конечно,  есть множество волн, которые докатываются до тебя едва заметными и потому не  воспринимаются. Но среди них все-таки всегда найдется довольно, чтобы думать и  понимать историю. Вот ограбили, сбросили колокола у нас – я понял борьбу  креста и пентаграммы.
          С колокольни  Растреллевской сбросить крест не посмели, зато маем и в октябре устраивают из  него посредством электрических простых лампочек пентаграмму.
          В Федерации, а говорят,  и везде будет так: установилась твердая пятидневка, то есть, пять дней  работают, а шестой день отдыхают. Таким образом, больше нет уже непрерывки,  из-за которой ввели пятидневку. Все свелось к спору с Богом. Он велел шесть  дней работать, а у нас велят пять.
          А везде, на всем свете  есть воскресенье.
          
          30 ноября. Приближается годовщина уничтожения  Сергиевских колоколов. Это было очень похоже на зрелище публичной казни. В  особенности жаль «Годунова». Ведь если бы в царе Борисе одном было дело, еще бы  ничего, но между царем Борисом и колоколом «Годуновым» еще ведь Пушкин.
          
          1932 
          
          12 февраля. Снова вернулось тепло, метелица, и в  белом чернеют строения Лавры, знаменитая колокольня с разбитыми колоколами и  все …
          –  Чего ты  смотришь? – спросил меня маленький мальчик.
          – А что это?  – спросил я, указывая на здание Лавры, – ты  знаешь?
          – Знаю, – ответил он бойко, – это раньше тут Бог был.
          На чистке.
          – Как относитесь к религиозному культу?
          – Бога нет.
          Сильно сказано было, и чистке был бы конец, но какой-то ядовитый простой  человек из темного угла попросил разрешения задать вопрос и так задал:
          – Вы сказали, что теперь Бога нет, а позвольте узнать, как вы думаете о  прошлом, был ли раньше Бог?
          – Был – ответил он.
          Все переменится скоро от  радио, электричества, воздухоплавания, газовых войн, и социализм дойдет до  того, что каждый будет отвечать за обороненное внутреннее слово.
          Все слова, улыбки,  рукопожатия, слезы получат иное, внешнее, условное значение. Но в глубине  личности спор о жертве (Троица) останется и будет накопляться. Быть может,  настанет время, когда некоторые получат возможность шептаться, больше и больше,  воздух наполнится шепотом или нечленораздельными звуками, или даже темными  непонятными словами, которыми говорят маленькие дети, и, наконец, как у детей,  выйдет первое слово … и тут начнется эпоха второго пришествия Христа.
          
          Вступление, подготовка текста и примечания Л.А. Рязановой. 
          Примечания 
          
          [1] Ефросинья Павловна Смогалева – первая жена Пришвина.
          [2] Настоящее имя колокола «Кирноцкий». См. запись 19 января  о чтении Пришвиным очерка А. Зарина «Колокола» в журнале «Аргус» № 8.  СПб., 1913.
          [3] Пришвин вольно употребляет латинское выражение «cogito, ergo  sum»: «Я мыслю, следовательно, я существую».
          [4] Пришвин не совсем точно приводит слова Христа: «Иисус сказал  им в ответ: разрушьте храм сей, и я в три дня воздвигну его». Евангелие от  Иоанна, гл. 2, стих 19.
          [5] Имеются в виду слова Христа: «Итак, идите, научите все  народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Евангелие от Матфея,  гл. 28, стих 19.
          [6] Кожевников А.В. (1891–?) русский советский писатель,  автор книг о преобразовании Сибири, социалистическом строительстве и др.
          [7] Устройство, предназначенное для подъёма и перемещения  тяжестей: система подвижных и неподвижных блоков, огибаемых гибким канатом.
          [8] Лев Михайлович Пришвин-Алпатов – старший сын  писателя.
          [9] В эти дни по городу давала уличные представления бродячая  труппа цыган с дрессированными медведями.
          [10] Тихонов А.Н. (псевд. Серебров) (1880–1956) –  русский советский литературный деятель, писатель, сотрудничал с  А.М. Горьким, после Октябрьской революции заведовал издательством  «Всемирная литература», редактировал многие литературные журналы.
          [11] Черновик письма.
          М.М. Пришвин «Когда били колокола … » (Из дневников  1926–1932 годов)// Прометей. Историко-биографический альманах. М., 1990.  Т. 16. С. 411–422