Юлия Гиппенрейтер:  Не живите ЗА ребенка!
          
          Как избавить детей от страхов? Каких ошибок нужно  избегать? Как самим перестать чересчур бояться за детей? «Правмир» продолжает  беседовать с известным психологом Юлией Гиппенрейтер, автором серии книг «Общаться с ребенком: как?»
          
          – В  какой мере допускать до сознания ребенка страшные, жесткие или даже жестокие  вещи? 
          
          – Думаю, никому не придет в голову держать ребенка на  ужастиках всё время. Но изолировать ребенка от всего негативного – неправильно.  Бывает, что дети переживают острые и страшные вещи, видят в снах чудовищ,  которые за ними гонятся. А воспитывают их при этом бережно, мягко.
          Я как-то была в доме женщины, у которой двухлетняя  девочка всё время просыпалась и кричала от страха по ночам. Я говорю: «Покажите  книжечки, которые вы рассматриваете и читаете». И мать показывает разных  животных: это бабочка, это коровка, а динозавра (резко захлопывает страницу) мы  пропускаем, потому что она пугается и кричит. А потом, оказывается, и в жизни:  грузовик грохочет за окном – девочка пугается, в панике кричит, а мать ее  внимание отвлекает, уговаривает.
          Что делать в такой ситуации? Я ей посоветовала слушать  ребенка и хотя бы сказать ей: «Тебе страшно». Она мне отвечает, как же так,  зачем усиливать? Но это не усиление, а подстройка к ребенку, сообщение, что вы  его услышали. А так она не доверяет матери! Мать всё время чего-то прячет,  девочка подглядывает, видит, что мир страшный, а мама говорит: «Всё хорошо. Не  пугайся!»
          Мама попробовала так сделать – и получила результат.  «Знаете, – рассказывает, – дочка стоит в кроватке, за окном трактор заработал,  она так сжалась… А я ей говорю: “Трактор р-р-р, и тебе страшно!” Я ей показала,  как звучит трактор, и она теперь сама рычит вместе с ним и больше его не  боится».
          Смотрите: мама признала ее страх и озвучила его, но в  маминой передаче это «р-р-р» уже не так страшно.
          Мы не собираемся воспитывать детей в страхах, но  нельзя прятать их от жизни. Пугающие обстоятельства жизни нужно осваивать вместе с ними! Детям  нужно переживать страхи, и они даже тянутся к этим переживаниям!
          
  – Почему? 
  
  – Потому что это заложено в природе эмоций. Мы  интуитивно начинаем помогать детям с годовалого возраста: «Идет коза рогатая за  малыми ребятами!» Ребенок напрягается, боится, и в то же время смотрит на вас –  опасно это или нет? Ты его держишь на грани «страшно – не страшно». Это  архетипы, филогенетические чувства опасности, и дети учатся с нашей помощью их  осваивать и преодолевать.
          В общем, короткий ответ на ваш вопрос такой:  дозируйте, но не отстраняйте.
          
  – Стоит ли вообще  знакомить ребенка с таким искусственно страшным? 
  
  – А сказки, а «Мальчик-с-пальчик и людоед»? А Баба  Яга? Это заложено в нашей культуре. Здесь надо различать: есть производители,  которые в целях наживы делают ужастики и размножают их, ориентируются на «выход  на рынок». Они эксплуатируют тягу ребенка к страшненькому и часто  перебарщивают. Это же выгодно – заработать на тяге ребенка не только к пушистому,  изящному, мягкому, но и к страшному.
          Производитель играет на двух вещах. Во-первых – приблизиться на то расстояние, где уже страшно, но еще  можно вытерпеть. Это приглашение, вызов… Так называемый челлендж! Во-вторых,  страшное помогает выразить себя: и агрессию, и смущение, и дискомфорт. Ребенок  может не только бояться чудища, но и играть в него, «стать чудищем» и рычать,  пугать.
        Если какой-то ребенок тянется к искусственным  ужастикам, нужно смотреть, в каком состоянии он находится. Может быть, ему они  нужны, чтобы он смог выразить свою агрессию. Однако одновременно с ним нужно  обязательно беседовать и сочувственно слушать.
        
          – Мы стараемся воспитать  ребенка идеалистичным – добрым, отзывчивым, жертвенным, а мир ведь совсем  другой. И часто именно открытым и отзывчивым людям очень трудно найти себя и  свое место в жизни.
          
          – Нам, наверное, надо уточнить, что такое  идеалистическое воспитание. Прежде всего, это закладывание высоких ценностей,  убеждения, что духовность выше материальности. Это также воспитание целостного  человека, чтобы он ощутил свою личностную силу, верил в нее. И эта самая сила  создает психологический комфорт, в то время как корыстные люди часто депрессуют  и вообще оказываются несчастливыми в жизни. Известный психолог Маслоу описал  психологически благополучных людей, назвав их самоактуализантами, то есть  людьми, которые актуализовали внутренние ресурсы, заложенные в человека.
          Юнгианцы описывают чистый духовный источник в ребенке  – его «самость». Важно сохранять самость до взрослого состояния, когда ты ищешь  целостность своей личности, не предаешь свои взгляды, принципы, установки.  Человек, который говорит: «Я не знаю, сколько мне заплатят» и в то же время с  удовольствием работает – человек очень счастливый. Это мое мнение и мой опыт.
          Когда говорят: он идеалист, и его будут  эксплуатировать, будут на нем наживаться – я не очень понимаю, о ком мы горюем  больше.
          
          Алексей Рудаков (муж Юлии Гиппенрейтер, математик): 
          – Мы вроде бы боимся  мира в каком-то смысле, стараемся от ребенка всё спрятать. Но он же потом с  этим миром встретится! 
          Мне очень нравится один  отрывок из Диккенса. Молодой человек едет в Лондон, и мать ему говорит: «Не то  чтобы в Лондоне все воры. Но смотри за своим сундучком, не нужно вводить добрых  людей в искушение». 
          Это ответ на тот же  вопрос – мир ни хорош и ни плох, там очень разные люди. Есть и добрые, но и они  могут впасть в искушение. Вот и всё. 
          
          – Как  не совершить ошибку в воспитании?
          
          – Нужно следить, чтобы ребенок верил себе, не считать  себя постоянно правым. Как? Это очень сложный и умный процесс. Родитель должен  быть не столько образованным (образование часто даже портит), сколько мудрым.  Мудрый процесс – ты организуешь жизнь ребенка, а индикатор – доверяет ли он  тебе.
          
          – Не жить за ребенка. 
          
          – Ни за него, ни ради него. Отпускать и отпускать…  Тревога матери: как же он там, бедный? – это вы о себе беспокоитесь.
          Расскажу вам такую историю. Ребенок начал ходить в  школу, рядом с домом, но мать всё равно очень беспокоилась и просила его  звонить сразу по приходу в школу. Тогда сотовых не было, нужно было звонить из  автомата. И вот он сначала звонил, а потом перестал. Родители просто встали на  голову: «Ну почему ты опять не позвонил?» – «Я забыл». Опять забыл, опять  забыл, не было монетки и всё в этом духе. А потом до матери «дошло», и она  сказала: «Петя, тебе стыдно мне звонить каждый раз потому, что там твои  одноклассники, и они смеются, думают, что ты маменькин сынок?» Он говорит, да,  мама, поэтому. И тогда она: «Я хочу извиниться перед тобой. Я просила тебя  звонить не потому, что беспокоилась о тебе, ты уже большой и можешь  побеспокоиться как рыцарь обо мне!» Таким образом она поставила его на некий  пьедестал взрослого мальчика. С тех пор он никогда не забывал звонить –  проникся ответственностью. Вот это был сильный ход.
          
          Алексей Рудаков: 
          – Я бы на его месте тоже  забывал, потому что иногда бы меня это раздражало – всё  время о маме заботиться! 
          – Это уже следующий виток развития – почему у меня  такая мама, что о ней надо всё время заботиться? Когда человек обретает свою  силу, он может перестать понимать слабости мамы.
          
          – Как выстраивать  отношения с родителями, которые продолжают вот так контролировать давно  взрослых детей? 
          
          – Взрослым, которые подверглись такому воспитанию,  направленному именно на съедание их личности, живется непросто. Душили ребенка  всё детство, всю юность – и вот теперь ему, например, 35 лет. Что мешает  сказать матери «нет» уже взрослому? Это очень глубокий страх детства, «мама  меня перестанет любить», а потом он перерождается в страх «у мамы будет  сердечный приступ».
          
          И мамы на этом ловят взрослых детей. Сначала страх,  потом страх за ее здоровье, потом чувство ответственности и вины: «Если я  сейчас ее брошу, я буду эгоист. Я не хочу быть эгоистом». И в голову приходит  много других тормозящих соображений. Такой человек нуждается в беседе с тем,  кто отзовется на все его страхи и постарается расширить круг его сознания. Это  как узлы, которые надо размягчить и растянуть, чтобы там начала циркулировать  более свободно энергия мысли, ценностей и ответственности.
          Можно беседу с мамой построить на признании ее заслуг:  «Ты для меня очень много сделала! Ты так хорошо обо мне заботилась, что я  теперь знаю, как заботиться о себе. Я хочу тебе сказать – и я полагаюсь на твое  понимание, может быть, даже молю как маленький ребенок – что мне нужно начать  ходить свободно!»
          
          А если не получается объяснить, собрать всю свою  энергию, отселиться физически, обязательно, куда угодно – съемная квартира,  другой город, друг… Заключить с мамой контракт: «Я буду счастлив тебе регулярно  звонить и благодарить тебя за то, что ты мне дала эту свободу».
          Надо обязательно найти положительные слова, превратить  эту «материнскую хватку» в позитив. Не воевать с мамой, не давать бой, не  ругаться, не обвинять: «Ты меня задушила». У мамы есть только понятие «забота»  и ее страхи. Нужно ее убеждать, что она уже научила видеть опасности и  справляться с ними.
          Тому, кто до сих пор находится под материнским  контролем, нужно посоветовать испытать моменты, когда чувствуешь глотки  свободы. А потом такие моменты расширять. Интересно, что мамы чувствуют, когда  уже бесполезно давить, и тогда шантаж прекращается.
        Между прочим, когда «ребенок» начинает распрямлять  спину и становиться свободным, мать начинает его больше уважать!