ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ПЛАН ПРОЕЗДА

О ПРИХОДЕ

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

ЖИЗНЬ В ЦЕРКВИ

ХРИСТИАНСТВО
В ВЕНГРИИ


ПРАВОЛСЛАВНАЯ
МИССИЯ В МИРЕ


НАШЕ ПРОШЛОЕ
И НАСТОЯЩЕЕ


МУЧЕНИКИ
И ИСПОВЕДНИКИ


ХРИСТИАНСКИЕ ПРАВЕДНИКИ

ЦЕРКОВЬ
И ГОСУДАРСТВО


СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

ВОСПОМИНАНИЯ
И ДНЕВНИКИ


ВСЕХ ИХ СОЗДАЛ БОГ

СОВЕТЫ ВРАЧА

БИБЛИОТЕКА

СТРАНИЦА РЕГЕНТА

ФОТОГАЛЕРЕИ

ДУХОВЕНСТВО ХРАМА

НАШИ РЕКВИЗИТЫ

КОНТАКТЫ

ССЫЛКИ

 


 


  Веб-портал "Ортодоксия" | Венгерская епархия | Офенская духовная миссия

Преподобномученица cхимонахиня Мария Гатчинская + 5 апреля 1932 г 

 «Тоска есть крест духовный –посылается она в помощь кающимся, которые не умеют раскаиваться, то есть после покаяния снова впадают в прежние грехи… А потому – только два лекарства лечат это, порой крайне тяжкое, душевное страдание. Надо или научиться раскаиваться и приносить плоды покаяния, или со смирением, кротостью и терпением и великой благодарностию Господу нести этот крест духовный, тоску свою, памятуя, что несение этого креста вменяется Господом за плод покаяния…»
Ответ матушки Марии Гатчинской И.М. Андреевскому на его жалобы о невыносимой тоске.

       Схимонахиня Мария (в миру – Лидия Александровна Лелянова) родилась в 1874 г. в Санкт-Петербурге. Семья ее жила неподалеку от Новодевичьего монастыря, рядом с новой приходской Преображенской церковью. В доме N 101 на Забалканском проспекте и появилась на свет Божий малышка Лидочка.

        Отец девочки, купец первой гильдии Александр Иванович Лелянов, был владельцем сургучного завода и собственного дома при нем, а дядя Петр Иванович содержал престижный меховой магазин на Большой Морской улице и принимал деятельное участие в общественной городской жизни: он несколько лет был гласным Петербургской Думы.

       Семья Лиды принадлежала к  уважаемой в столице династии и гордилась будущими продолжателями славных традиций, братьями Владимиром и особенно – Александром (судебным чиновником, дослужившимся до чина статского советника), и не могли налюбоваться на младшенькую Юлю, впоследствии ставшую учительницей рукоделия (она пережила свою сестру и скончалась в начале 1950-х гг. на квартире протоиерея Петра Белавского, настоятеля Гатчинского собора).

       Жизнь казалась безмятежной и радостной, как на дореволюционной Пасхальной открытке, пока в эту идиллию бесцеремонно не вторглось горе…
       В северной столице Лида окончила женскую гимназию, но прийти на выпускные экзамены самостоятельно не смогла, прилежную ученицу привезли из дома… в инвалидной коляске: в начале 1890-х гг. девушку поразила коварная болезнь – энцефалит, причем, в очень тяжелой форме. Казалось, все мечты юной Лиды рухнули в мгновение ока. Старания лучших российских врачей, консультации медицинских "светил" в Европе – все оказалось тщетно. И, как это часто бывает, за одной напастью последовала другая – тяжелейшая, неизлечимая болезнь Паркинсона. В течение десятилетий недуг прочно расставлял сети-щупальца, не отпуская свою пленницу ни на секунду...

       В 1909 г., когда близкие уже оставили всякую надежду на чудесное выздоровление, 35-летнюю мученицу перевезли в Гатчину к старшему брату Владимиру. Здесь, в двухэтажном доме на углу Багговутовской улицы, 41 и Соборной, 21, в самом центре Гатчины, неподалеку от Павловского собора, Лелянов содержал Елизаветинскую аптеку. По описанию современников, Владимир Александрович – "слабенький, маленький благообразный старичок" – самоотверженно ухаживал за страдалицей вместе с сестрой Юлией.

       В 1912 г. изможденную больную Лидию полностью парализовало. Все тело словно окаменело: казалось, кто-то опутал его невидимыми оковами, тяжелыми, как свинец, и надел на застывшее лицо восковую маску. Говорить было мучительно сложно: каждое слово давалось с неимоверным трудом. Монотонная медленная речь напоминала режущий душу звук на поцарапанной грампластинке. Прогнозы медиков были неутешительными: болезнь Паркинсона должна привести к резким изменениям психики. Раздражительность, навязчивые идеи, эгоцентризм, и в итоге – полное разрушение личности и слабоумие, по мнению специалистов, - неминуемый исход, а, следовательно, верный путь страдалицы в психиатрическую больницу.

       Но, к изумлению скептиков, матушка безропотно несла свой тяжкий крест, поражая всех своей необыкновенной кротостью, смирением, покорностью, сосредоточенностью. Углубленная в постоянную молитву, праведница без малейшего ропота переносила лишения, выпавшие на ее долю. И, словно в награду за нечеловеческое терпение, Гатчинская подвижница получила редкий дар утешения душевной тоски, уныния, печали и скорби людской.
       Долгое время о недужной знал лишь узкий круг знакомых семьи Леляновых. Но постепенно вокруг матушки сплотилась настоящая духовная семья. По воспоминаниям Ольги Эдуардовны Вейерт, уроженки Гатчины и духовной дочери матери Марии, в 1921 г. был организован молитвенный кружок почитания, названный Иоанновским – в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского. Организатором и руководителем этого православного сестричества выступил священник Покровского собора протоиерей Иоанн Смолин, ласково называвший матушку "многострадальной, многосострадательной и любвеобильной".

       В первой половине 1922 г. Лидия была пострижена в монахини с именем Мария на Покровском подворье архимандритом Макарием по благословению будущего новомученика Митрополита Вениамина. Келья матушки напоминала церквушку: множество икон, огоньки лампадок, мерцание золотых окладов, аромат воска… В этой уютной комнатке постоянно собирались для молитвы, чтения святых отцов и духовных бесед сестры. В основном, это были гатчинские девушки из благочестивых семей, считавшие своей спасительной целью жить по монашеским обетам и помогать матушке принимать посетителей. Среди постоянных гостей были гатчинцы из "бывших" – генерал Алексей Алексеевич Епанчин и его дочь Надежда (монахиня закрытого Нежадовского монастыря), супруга генерала Екатерина Ивановна Теляковская, жена адмирала Пац-Помарнацкая, монахини из местного Покровского подворья Пятогорского монастыря…

       Возвращаясь к молитвенному Иоанновскому кружку, следует сказать еще несколько слов: создатель и духовный наставник кружка протоиерей Иоанн Вакулович Смолин, был замечательной личностью; он написал несколько апологетических и противосектантских книг, в городе о. Иоанн имел большую известность. По воспоминаниям его сына, «он вообще очень хорошо говорил, и на его проповедях нередко плакал и он сам, и рыдали все молящиеся… Он никогда не имел денег, так как все, даже последние медяки, раздавал нищим… и очень переживал, когда нечего было дать даже нищему-вымогателю».

       Целых пять лет духовно окормлял этот замечательный батюшка Иоанновский кружок, который постоянная совместная молитва превратила  в настоящую духовную семью, объединенную желанием послужить ближнему делами милосердия. Отец Иоанн так вспоминал пятилетний юбилей кружка, отмеченный 11 сентября 1926 г. в комнате матушки Марии: «После совершения благодарственного Господу Богу и Пречистой Богоматери со святыми угодниками молебствия, сколько здесь сестры высказали своей любви и признательности ко мне и болящей м. Марии! Радуешься за их светлые души, сердечную простоту и безграничную благодарность… При содержательных словах поднесли мне и м. Марии по большой просфоре, по букету цветов и главное: м. Марии – образ покрова Пресвятой Богородицы, а мне – сами сшили – епитрахиль и поручи. Прочтено стихотворение и пропето: «В твой день мы все к тебе приходим…»

       Этому кружку его духовный отец хотел завещать картину «Пастырь добрый»… и еще собственноручное письмо о. Иоанна Кронштадтского к нему за 1904 г… «Сестрам – по книге из моей библиотеки, кому какая понравится, а над всем сим – сердцем и рукою преподаю им Божие благословение… они, во главе с матушкой Марией, были самым благодатным и приятным украшением в последних годах моей жизни».

        Несомненно, что о. Иоанн много способствовал почитанию «многострадальной, многосострадательной и любвеобильной» матушки Марии среди петроградских верующих. После его кончины 25 января 1927 г. от рака пищевода, духовником (и матушки, и сестер около нее) стал молодой батюшка отец Петр Белавский (1892-1983 гг.), служивший в это время в Александро-Невской церкви в Тайцах, в четверти часа езды по железной дороге. У него подолгу жил архиепископ Гдовский Дмитрий (Любимов), представитель митрополита Иосифа (Петровых) в Ленинграде.

       Матушка Мария благословила служившего «нелегально» у нее в комнате, исповедовавшего и причащавшего ее о. Петра складнем с изображением Спасителя, Святого Георгия Победоносца и Пресвятой Богородицы, который у него чудом сохранился в тюрьмах и ссылках. Духовное окормление о. Петра длилось без малого три года – осенью 1929 г. он вместе с архиепископом Димитрием (Любимовым) был в Тайцах схвачен чекистами и затем отправлен на Соловки. Недолго, около двух лет, оставалось пробыть на свободе и самой матушке Марии.

        По свидетельствам очевидцев, от праведницы все выходили окрыленные, с просветленными лицами. Подвиг монахини, превозмогавшей невыносимую боль, был примером для подражания, укреплял в вере, давал надежду тем, кто задыхался от отчаяния и захлебывался горем в залитой кровью России. Народ стремился к Марии, словно к неугасаемой свече, согревающей израненные сердца. Матушка не только могла успокоить и дать спасительный совет, она  была прозорливой. Это духовное зрение было дано усердной молитвеннице свыше.

       В лихую годину монахиня стала нестоящим столпом непоколебимой твердой веры, до конца отстаивая правду. Когда среди большей части духовенства возник протест против Декларации митрополита Сергия, в которой многие увидели признаки недопустимого компромисса и порабощения свободы Церкви, Мария оказалась на стороне сподвижников митрополита Петроградского Иосифа. Духовно окормлявший ее в те годы отец Петр Белавский и многие священники, миряне, монашествующие и иерархи также не согласились с декларацией, сохраняя верность митрополиту Петру, которого считали своим законным правящим архиереем.

       В феврале 1932 г. матушку в ходе акции по "изъятию монашек и монахов", которую ОГПУ проводило тогда по всей стране, арестовали. 22 марта чекисты вынесли приговор: "Лишить права проживания на три года (в центральных и пограничных областях – в 17-ти городах) с прикреплением к избранному месту жительства", что означало высылку в глухую провинцию. Привезенной на грузовике из Гатчины, неизлечимо больной калеке предъявили обвинение по ст. 58-10: «Участвует в нелегальных сборищах, где читает Евангелие, на которые приглашается местное население, и в беседах на религиозные темы ведет антисоветскую агитацию».

       Власти панически, до судорог, боялись "святоши", осудив ее, несмотря на смертельный недуг и физическую беспомощность. По состоянию здоровья Марию перевели из тюрьмы в больницу на Фонтанке (бывшую Александровскую). Тюремные врачи поставили калеке свой диагноз:"страдает ревматизмом и подагрой в течение двадцати лет, в настолько  сильной форме, что находится в вынужденном лежачем состоянии на спине на протяжении всего времени своей болезни. В настоящее время она представляет из себя редкую уродливость, и болезнь ее в данном состоянии неизлечима". На основании этого медицинского заключения в больнице имени 25-го октября монахиню подвергли мучительным пыткам: ей подрезали сухожилия… После этих чудовищных операций-опытов 5 апреля 1932 г. матушка покинула бренный мир (по промыслу Божию, мученическая кончина праведницы совпала с днем ее мирской покровительницы – святой Лидии)… Сестре матушки – Юлии – дали три года концлагеря. Различные сроки ссылки и лагеря получили и монахини из Покровского подворья, почитавшие матушку…

       Тело страдалицы выдали двоюродной сестре для погребения на Смоленском кладбище, строжайше запретив предавать место захоронения широкой огласке. Но весть о том, где находится могилка праведной Марии Гатчинской, быстро разнеслась по городу и окрестностям. Святое место сразу же стали навещать паломники. Православные брали с собой горстки землицы "от матушки", маслице из неугасимой лампады, огарки свечей – дорогие православной душе святыньки…

       Мария Гатчинская была канонизирована Русской Зарубежной Церковью в 1981 г., а в 2006 г. Священный Синод Русской Православной Церкви прославил ее в лике Новомучеников и Исповедников российских.

       Утром 26 марта 2007 г. могила схимонахини, похороненной на старейшем погосте северной столицы в 1932 г., была вскрыта после молебна, совершенного епископом Петергофским Маркеллом и клириками. В могиле, кроме мощей, были обнаружены части монашеской мантии, кожаный монашеский пояс, параманный крест, перламутровый крест от четок и нательный металлический крестик.
       Экспертов поразила сохранность мощей, в частности, честной главы новомученицы и пальцев рук. «Мы думали, - признались они позже, - что найдем только прах земной».
       Утром 30 марта мощи были перенесены из Воскресенского Новодевичьего монастыря в Павловский собор г. Гатчины на постоянное местопребывание.
       Знаменательно, что перенос мощей святой матушки Марии в Гатчину произошел в день памяти ее духовного отца – протоиерея Петра Белавского, который также много пострадал в годы советской власти.

       19 апреля 2007 г. состоялось всенародное прославление преподобномученицы Марии Гатчинской… И тысячи православных сегодня знают, что в самую тяжелую годину гонений на православную веру жила в России святая монахиня Мария, которая несла людям Божье утешение в скорбях и бедах, благодаря своему великому дару, обретенному от Господа во исполнение Его слов: «Блаженны плачущие; яко тии утешатся» (МФ., 5, 4).

 

 

 © Сайт Ортодоксия.