Протоиерей Георгий Митрофанов: Убери сейчас Ленина с  Красной площади – ничего не изменится
        Архиерейский Синод РПЦЗ в заявлении по случаю  100-летней годовщины событий, связанных с революцией в России, призвал убрать тело Владимира Ленина с Красной площади. Комментирует протоиерей Георгий  Митрофанов.
— Как вы относитесь к предложению РПЦЗ  убрать тело Ленина с Красной площади? 
        — На мой взгляд, это предложение опоздало на четверть  века. И хотя это совершенно естественно, сейчас это уже потеряло всякую  актуальность. Мы действительно сформировались в парадигме православного  сознания и православной культуры, которая предполагает вполне определенную  форму захоронения представителей самых разных религий, которые населяют нашу  страну.
        Поклонение останкам умерших людей у нас допускается  только в одном случае: если речь идет о мощах канонизированного святого  Православной церкви. Ленин таковым не является, более того, он попадает под  анафему Поместного собора 1917-18 годов, как все руководители большевиков,  православные по крещению. Поэтому то, что имеет место на Красной площади,  является вопиющим вызовом, причем не только Православной церкви, но и традициям  всех народов Российской федерации. Да и чисто психологически, хотели бы люди,  ратующие за сохранение этой мумии в центре Москвы, чтобы их дорогие и близкие  вот так же после смерти были выпотрошены и поставлены на обозрение тысяч и даже  миллионов совершенно посторонних людей? Вряд ли бы они согласились. Но с  Лениным это проделывают даже его сторонники. Мне кажется, его захоронение  обязательно в нашей стране.
        Что касается его деятельности, я даже не буду давать  ей оценку. К сожалению, в нашей стране не было суда над коммунистической  партией, не был осужден большевизм, как преступная идеология и практика. И  поэтому всегда на заявление о том, что тело преступника не должно красоваться в  центре Москвы, находятся люди, которые говорят, что это с Вашей точки зрения он  — преступник, а с нашей точки зрения, он — выдающийся политический деятель. И  раз коммунизм так и не был осужден, с правовой точки зрения здесь не возразишь.
        Что же касается настоящего положения вещей, Русская  Зарубежная Церковь всегда очень специфически и весьма умозрительно воспринимала  Россию. Вот им кажется, что убери сейчас Ленина, весь этот коммунистический  пантеон с Красной площади, переименуй все города и улицы, названные в честь  большевистских вождей, и все изменится. Нет, не изменится. Не изменится именно  потому, что за четверть века большая часть этого наследия так и не была  затронута. Более того, мы сейчас можем констатировать, что и вклад Русского Зарубежья  оказался совершенно ничтожным в декоммунизацию нашего сознания.
        Ну а что касается нашего общества, оно ведь потому  мирится с тем, что существует ленинский мавзолей и памятники Ленину, что, с  одной стороны, очень сильно ностальгирует по советскому прошлому, эта  ностальгия насаждается даже у молодежи. А, с другой стороны, ностальгируя по  советскому прошлому, наши современники становятся такими же безыдейными и  беспринципными, как были в советское время. И не потому они мирятся с  мавзолеем, что он им дорог. Он им напоминает о сейчас во многом  романтизированном прошлом великой советской страны.
        А самое главное — им все равно. Они оторваны от той  подлинной, реальной трагической истории страны, которая была в 20 веке. И на  этом безразличии будут красоваться не только в качестве зловещих, кровавых  символов памятники Ленину и его мавзолей, мемориальные доски разрушителям  России. Вся наша топонимика будет напоминанием о том, что советский период для  значительной части наших современников остается наиболее предпочтительным  периодом нашей истории. И мне, как православному священнику, печально  констатировать то обстоятельство, что трагическая судьба Православной церкви в  России в 20 веке нисколько не побуждает даже тех людей, кто сейчас ходит в  храмы, отторгаться от советской символики, олицетворяющей собой попрание Церкви  и глумление над Церковью. Сохраняя мумию Ленину, мы мумифицируем свое  пребывание в парадигме советского сознания. Это самое печальное.
  — Кто-то предлагает отдать тело Ленина  коммунистам, чтобы они решали, что с ним делать. 
        — А это уже не принципиально. Более того, могу  сказать, что если бы сейчас наш президент, который имеет такой заоблачный  рейтинг, издал указ о ликвидации мавзолея, никаких бы проблем не было. Все бы  это приняли.
  — Президент-то как раз говорит, что вопрос  с телом Ленина может привести к расколу в обществе в то время, когда нужно  общество наоборот объединять. 
        — Не думаю, что вопрос с телом Ленина может объединить  наше общество. И чего же стоит это общество, если его объединяют такие зловещие  символы? Я убежден, что подобно тому, как в свое время Сталина убрали в одну  ночь, его многочисленные памятники, и никакого волнения не было, хотя живы  люди, которые рыдали на его похоронах, так ничего не случилось бы и сейчас,  просто инертность и равнодушие пронизало наше общество сверху донизу. А те, кто  так пренебрегает уроками своей истории, особенно ее трагическими страницами,  рискует пережить ее вновь.
  — На ваш взгляд, следует просто тихо,  мирно его захоронить? 
        — С моей точки зрения, как православного священника,  так и надо сделать. Надо иметь некоторое уважение к трупам даже гонителей  Церкви. В конце концов, он ведь тоже творение Божие, хотя и заблудшее. И я  думаю, что семья Ленина, если бы знала, какая участь уготована после смерти Володе  Ульянову, не была бы в восторге. Это было бы самое правильное. Но этого не  происходит именно потому, что для подавляющей части нашего общества совершенно  безразлично. И это самое страшное. Безразлична страшная цифра потерь во Второй  Мировой войне. Безразлично, что лежат десятки тысяч не захороненных солдат. И  так же безразлично, что центр вроде бы православной Москвы увенчивает  объявление вопиющего язычества, коммунистической квази-религии, которая так  дорога сердцам столь многих наших современников, даже не голосующих за  коммунистов.
  Беседовала  Настя Дмитриева