ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ

ХРИСТИАНСТВО
В ВЕНГРИИ


СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

ХРИСТИАНСКИЕ ПРАВЕДНИКИ

ВСЕХ ИХ СОЗДАЛ БОГ

ЖИЗНЬ В ЦЕРКВИ

НАШЕ ПРОШЛОЕ
И НАСТОЯЩЕЕ


О ПРИХОДЕ

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЦЕРКОВНАЯ БИБЛИОТЕКА

ДУХОВЕНСТВО ХРАМА

СТРАНИЦА РЕГЕНТА

ЦЕРКОВЬ
И ГОСУДАРСТВО


ВОСПОМИНАНИЯ
И ДНЕВНИКИ


НАШИ РЕКВИЗИТЫ

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

СОВЕТЫ ВРАЧА

ПЛАН ПРОЕЗДА

ФОТО

ССЫЛКИ

ГАЛЕРЕИ

КОНТАКТЫ

 


 


 
  Веб-портал "Ортодоксия" | Венгерская епархия | Офенская духовная миссия

Дмитриевская суббота


Человеку следует помнить. Помнить о своём высоком христианском призвании, о финале нашей земной жизни, о наших сродниках-близких, знакомых, которые отошли в вечность. Когда мы собираемся в православных храмах, чтобы вознести соборную молитву о почивших, то невольно оцениваем путь земной жизни и обращаем наш духовный и молитвенный порыв к Владыке мира. Христиане, с чувством любви к усопшим, приходя на заупокойное богослужение знают, Кому дана всякая власть на небеси и на земли.
Величественно заупокойное богослужение и успокаивающе действует на наше смятенное сердце. Да, мы испытываем смятение, скорбь, уныние. Смерть вызывает у христианина отторжение и неприятие, но мы знаем, что Господь смерти не сотворил, мы знаем, что род человеческий - виновник тления и смерти, мы знаем и свидетельствуем, что Господь Победитель смерти! Наши скорбящие сердца захватывают слова апостола Павла: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна и вера ваша…» «и если в сей только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.» (1 Кор. 15, 14, 19, 20).
Свидетельство Священного Писания и заупокойное богослужение преображают наше человеческое уныние и возносят слабую надежду на жизнь нестареемую и присносущную.
Христианин знает, как непросто в жизни исполнить Христово Евангелие и как «шлейф» греховных пристрастий тянется за каждым из нас. Но сегодня мы на короткое время немного забываем о себе и наш молитвенный порыв переводим на близких, отошедших вечность. Тем самым мы исполняем долг любви. Просим Бессмертного Отца Небесного, чтобы Тот, Кто взял грехи мира, упокоил души наших близких в месте «светле, злачне, покойне, откуду отбеже печаль и воздыхание».
В молитвенном порыве заупокойного богослужения мы ощущаем ценность земного времени и пагубность нашей суетной жизни. Мы вспоминаем наших близких, и блаженное, молитвенное воспоминание обращает наше внимание на скоротечность, бренность бытия: « образ есмь неизреченной Твоей славы, аще и язвы ношу прегрешений.»
Но за всей естественной человеческой скорбью – подлинное предвкушение окончательной победы над смертью, ожидание того времени, когда смерти не будет, когда Господь будет царствовать во веки. Это предвкушение, имеющее основание в Воскресении Христовом – уничтожает в сознании и жизни христианина страх и уныние. Тот страх и уныние, которое уходит от нас в светозарную Пасхальную ночь, ибо смерть временна ибо: «Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя: да празднует убо вся тварь востание Христово, в Нем же утверждается».
Наше сердце и мысль от смерти тянутся к воскресению. В христианстве нет смерти ни для кого, ибо Христос воскрес для всех. Учитель Церкви Ориген, размышляя о переходе в вечность говорит, что смерть производит только изменение тела, субстанция же его продолжает существовать, и она будет восстановлена к жизни.
Весь строй заупокойного богослужения и откровение Священного Писания, преображают нашу личную скорбь в радость и надежду на Бессмертного Отца нашего небесного.
«Вечная память, достоблажении отцы и братия наша, присно поминаемии!».
P.S. Поминая наших сродников, отцев и братий в этот день мы молимся о воинах, положивших свою жизнь на поле брани. Молитвенное воспоминание павших воинов восходит к Куликовскому сражению 1380 года. После кровопролитного сражения по распоряжению св. благоверного князя Димитрия Донского была совершена панихида по православным воинам, положившим живот на поле брани. Следуя древней церковной традиции духовенством Храма прп. Сергия Радонежского в Будапещте, была совершена панихида на могилах павших воинов. По просьбе православного христианина, москвича Лютикова Евгения Леонидовича, была отслужена заказная панихида на могиле его родного дяди, Лютикова Евгения Кузьмича – Героя Советского Союза на кладбище Kerepesi.
Вечная память почившим.

Поминовение усопших воинов

Сегодняшнее заупокойное богослужение соединяет нас с вечностью, усопшими близкими, друзьями, знакомыми, которые отошли в мир иной. Панихиду предваряет пение пасхального гимна, который преображает естественную человеческую скорбь в радость о том, что бессмертна человеческая душа. И это вожделенное бессмертие даровано Спасителем мира роду человеческому по Его беспредельному человеколюбию.
Совершая заупокойную службу по усопшим воинам и всем погибшим во II-ой мировой войне, в церковной молитве, мы вновь свидетельствуем о победе жизни над смертью.
Молитва возносит нас над обыденностью и монотонностью жизни. И отрешившись от земной суеты, «отложив житейское попечение», мы сегодня молимся о положивших свою жизнь в кровопролитной войне. И сугубо молимся о тех 150.000 военнослужащих, которым было не суждено вернуться в их земное Отечество. Они почили в Венгрии, останки их покоятся на многочисленных кладбищах до того времени, когда Господь придет судить живых и мертвых.
Большинство из усопших воинов были далеки от политики и желали только одного – остаться живыми и вернуться домой. Несмотря на естественное человеческое желание остаться живыми, они понимали, что жизнь человека в условиях войны – очень хрупка и в любой момент может оборваться.
И мы полагаем, что в этом состоянии у многих почивших рождалось особое состояние духа. Господь – свидетель последних мгновений жизни человека, которые многое могут изменить за пределом земной реальности.
Когда мы творим молитву по усопшим воинам то понимаем, что многие из них были не в Господе, так как их мировоззрение сформировалось в годы гонений на церковь Христову.
Но сама реальность жизни, боевые действия, смерть сослуживцев – боевых товарищей – безо всякого сомнения у многих из них пробудила вопросы о смысле жизни, причине страданий и скорбей выпавших на их долю и судьбу Отечества. Многие из них умирали, осознав себя людьми верующими в Господа. Смерть кого-то возможно была мгновенной, без покаяния.
Но своей смертью и воинским подвигом, почившие предотвратили казнь многих мирных жителей, венгерских евреев, которым было уготовано жестокое заклание в последние месяцы перед взятием Будапешта.
Отрадно видеть, как сегодня прихожане св. Сергиевского храма вместе с российскими дипломатами присутствуя на заупокойном богослужении, возносят молитвы о усопших воинах. Как люди верующие мы из опыта знаем о великой духовной пользе молитвы. Но эта польза взаимная. Живых она связывает прочными духовными узами с миром усопших. И через соборную молитву Церкви мы храним память о воинах, живот свой положивших на поле брани, и наряду с духовной пользой – храним и историческую память о событиях II-ой мировой войны.
Вознося молитвы о усопших воинах в эти светлые дни Пасхи Христовой, - мы свидетельствуем словами святителя Иоанна Златоуста: «Воскрес Христос и Жизнь пребывает. Воскрес Христос и ни одного мертвеца в гробу: ибо Христос восстал из мертвых – Первенец из усопших».
Христос Воскресе!
9 мая, храм прп. Сергия Радонежского в Будапеште.
Прот. Иоанн Кадар

  © Сайт Ортодоксия .