ЛЕГКИЕ ВСАДНИКИ
          Об особых детях, любви и иппотерапии
        Анастасия  Рахлина 
          «Ты  пробудешь у нас до двенадцати? – спрашивает меня Ася. Мы разговариваем на плацу  Детского центра развития конного спорта в Нескучном саду. Ася – тренер. На  самом деле ее зовут Анна Александровская, но мы будем звать ее, как друзья,  дети, с которыми она занимается, и их родители: Ася. Большинство из этих детей  – те, которых называют особыми.
          
          В двенадцать придет заниматься девочка  Мила, по-моему – её самая любимая ученица. Конники обычно – как врачи, люди без  сантиментов, и Ася – не исключение, но когда она говорит про Милу, то, сама  того не замечая, прямо светится нежностью.
          
          У  Милы редчайшее заболевание: синдром Ретта. Иногда кажется, что она никак не  реагирует на внешний мир, находясь в закрытом от всех, своем собственном.  Иногда – включается, замечает тебя, и если ей улыбнуться, то по ее лицу  пробежит ответная полуулыбка. Сначала – лет до полутора – такие девочки  развиваются как все (мальчиков с синдромом Ретта, можно сказать, не бывает –  они умирают еще в материнской утробе), а потом начинают как бы «расти назад», –  объясняет Ася. «Милка ходит в детский сад 8 типа», – говорит она, и я даже не  спрашиваю, что это такое: и так, по интонации, понятно.
          
          Когда  Мила впервые появилась на конюшне, мама подвела ее к коню, взяла девочкину руку  в свою и погладила коня по золотистой шее. Сама бы Мила сделать это не смогла.  Да и не понимала, зачем, и вообще неизвестно, видела ли она лошадь. В смысле –  воспринимала ли.
          
          «А  вот когда они пришли в третий или четвертый раз, Милка сама вдруг подошла к  Карамелишному и начала его гладить. Я обернулась к маме и увидела, что она  плачет».
          
          С  тех самых пор на занятиях в своем детском саду 8 типа, к большому удивлению  воспитателей, Мила, по-прежнему игнорируя другие сюжеты, раскрашивает лошадок,  а приходя сюда, сама гладит Карамелишного («жамкает», говорит Ася, то есть,  уткнувшись носом в его мощную шею, водит по ней руками, немножко прихватывая за  шелковистую шерсть). А когда Милу сажает верхом, она начинает тихонько  смеяться.
          
          «Не  всегда, конечно, но когда бодренькая, едет и смеется. Вот только ради одного  этого стоит», – заключает Ася и смотрит куда-то в сторону зеленых деревьев,  обступивших плац.
          
          Вся эта история – с особыми детьми –  началась в ее жизни совсем недавно. Кто-то скажет, случайно, а кто-то –  промыслительно: попросили позаниматься с особым ребенком, затем пришедшие  родители рассказали другим родителям и так далее.
          
          Родители  особых детей, чем бы те не страдали, – аутизмом, ДЦП, задержкой в развитии и  т.п., – хоть раз имевшие с иппотерапией дело, знают: это действительно  помогает. Как правило, занятия не включают в себя ничего сложного: ребенок  просто сидит на лошади (хотя для многих это «просто сидит», – уже чудо),  которую ведет в поводу тренер.
          
          Если  может, разводит ручки в сторону, ложится коню на шею, потом – на круп, садится  задом наперед…
          Если  не может, – просто сидит эти заветные пятнадцать минут-полчаса или сколько  может выдержать, не уставая. Потом гладит лошадь, уходит… И странное дело – в  состоянии его начинают замечать улучшения. Одни дети «доезжают» до уровня  самостоятельных всадников и даже выступают на соревнованиях, организованных для  людей с ограниченными возможностями. Другие – конечно, нет. Но, как в случае с  Милой, одна их вдруг расцветающая на обычно отрешенном лице улыбка стоит  больше, чем любые золотые медали.
          
          Чтобы  заниматься с детьми, – а с особыми тем более, – нужно иметь большую любовь и  терпение. А ещё – подходящую для таких занятий лошадь.
          
          Любая – даже прекрасно выезженная и  воспитанная, – может испугаться неожиданного звука – от падения какого-нибудь  предмета, или зашуршавшего пакета, или крика, – или даже близко пролетевшего  воробья, или вдруг появившегося где-то вдалеке паркового трактора. Внешние  выражения, какими бы сдержанными они не были – например, лошадь просто осадила,  как бы осела на все четыре ноги – для такого хрупкого всадника, как особый  ребенок, могут быть очень опасны.
          
          Карамелишный  – существо уникальное. «Сколько лет я уже с лошадьми работаю, а такое в первый  раз вижу, – чтобы лошадь действительно никогда, ни на что, ни на один трактор,  ни на ветку, ни на собаку реагировала». Карамелишный – идеальная лошадь для  того, чтобы возить особых детей, и хотя такие характеры встречаются крайне  редко, все равно в этом не углядеть ничего необычного, если не знать его  собственной истории.
          
          «Карамелишный»  – домашнее, придуманное Асей имя, доставшееся коню из-за его  розовато-золотистой, карамельной масти. Настоящее – то, что зафиксировано в  документах, – тоже связано с мастью: «Оро Мафиозо» переводится с испанского как  «Золото мафии». Карамелишный – из Испании.
          
          Он  прожил там первые десять лет своей шестнадцатилетней жизни, и когда с конем,  давно вывезенным с родины, вдруг заговаривают по-испански – Belindo Caballо!  Hermoso! «Красивая лошадь! Потрясающая!» – у него меняется выражение глаз.
          
          Он  – настоящий андалузский жеребец, чья российская судьба в какой-то момент  оказалась почти классической для наших мест, где стоимость содержания лошадей  плохо соотносится с уровнем жизни, а горячность сердец толкает людей на  необдуманные поступки вроде покупки коня.
          
          Вывозили  ли российские хозяева Оро Мафиозо из Испании сами или покупали здесь, мы не  знаем, но в какой-то момент обстоятельства у них изменились, и содержать коня  они больше не могли. Отдавали его бесплатно: к этому времени он был, что  называется, не в товарном виде.
          
          У  коня был запущенный бронхит и начало эмфиземы, – распространенного заболевания  городских лошадей. И вообще выглядел он не очень.
          
          «Кожа  да кости. Ноги не таскал. При этом кашлял. Ко всему прочему у него побаливала  спина. Я привезла его сюда, но решительно не знала, что с ним делать», –  говорит Ася.
          
          Тут надо пояснить, почему. Побаливавшая  спина означала, что коня нельзя седлать, но лошадь должна, во-первых, тратить  энергию, а не только есть, а во-вторых, окупать свое содержание – то есть  работать: возить тех, кто приходит в клуб заниматься верховой ездой. А  Карамелшиного, как стала звать его Ася, седлать было никак нельзя – разве что  только под очень легких всадников.
          
          Этими  легкими всадниками и оказались особые дети: когда Карамелишный проявил свой  уникальный характер, его предназначение стало очевидно.
          
          Однако  он по-прежнему не окупает себя – Ася отказывается брать деньги с родителей  особых детей, которых сегодня у нее занимается довольно много.
          
          Она  не то, чтобы «может себя это позволить», – как и все мы, Ася живет, трудом  зарабатывая на жизнь.
          Но  средняя цена получасового занятия иппотерапией по Москве – полторы тысячи  рублей, а Ася занимается бесплатно. На вопрос, почему, машет рукой.
          
          Этой  весной её малость прижало. «Я, – говорит, – всем родителям уже пригрозила: буду  брать с вас за полчаса четыреста рублей!» «Откуда, – спрашиваю, – такая  странная сумма?» «Ну, чтобы за час получалось меньше тысячи», – говорит Ася.
          
          Неизвестно, испугались ли ее «угроз»  родители, но одна мама оказалась знакома с Татьяной Викторовной Красновой,  учредителем Фонда помощи детям с органическими поражениями ЦНС «Галчонок» и  координатором известного в Москве благотворительного проекта «Конвертик для  Бога». Фонд попросил позаниматься со его подопечными. Потом продал на  благотворительном аукционе занятия у Аси и перечислил деньги больному ребенку.  Потом помог ей самой: Татьяна Викторовна пришла посмотреть, как занимается Ася,  сказала, «все с вами понятно», ушла, а потом позвонил благотворитель, готовый  оплатить содержание Карамелишного.
          
          Впрочем, это не все нужные траты –  хотелось бы еще платить второму тренеру, который тоже занимается с детьми, да и  «мелкие» расходы на ветеринара, выходящее из строя снаряжение и т.д., никто не  отменял.
          
          ***
          Я смотрю на плац, по которому движется  весьма необычная кавалькада: золотистый андалузский жеребец Карамелишный, на  котором прямо, как палочка, сидит девочка Милка. Рядом шагает ее мама,  придерживая Милкину ногу, и Ася, ведущая в поводу коня. «Сфотографируй,  сфотографируй Милку», – вдруг разрешают мне. Я с готовностью приближаюсь к  ограде плаца, направляя объектив на Милку, которая, как считается, не всегда  реагирует на внешний мир, и начинаю снимать. Мила проплывает мимо, сверху глядя  на меня и вдруг, позируя, улыбается с седла, – как настоящая красавица и  королевна. «Ну, Милка, – от неожиданности почти кричим и радостно смеемся все  мы, – вот это да! Вот это улыбка!»
          ***
          Тем,  кто хочет оказать помощь Анне Александровской с тем, чтобы она и впредь могла  заниматься бесплатно с особыми детьми, сообщаем номер ее яндекс-кошелька:  410011029680330
          По  поводу занятий пишите: aaleksandrovsk@yandex.ru
          Анастасия Рахлина
21 мая 2013 года