ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
                
                ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ
                
               	СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
				
				ХРИСТИАНСТВО
 В ВЕНГРИИ
				
               СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ
				
               ХРИСТИАНСКИЕ ПРАВЕДНИКИ
				
               ВСЕХ ИХ СОЗДАЛ БОГ
				
 
               ЖИЗНЬ В ЦЕРКВИ
				
 
               НАШЕ ПРОШЛОЕ
 И НАСТОЯЩЕЕ
				
				О ПРИХОДЕ
				
				РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ
				
				ЦЕРКОВНАЯ БИБЛИОТЕКА 
				
				ДУХОВЕНСТВО ХРАМА
				
				СТРАНИЦА РЕГЕНТА 
				
                ЦЕРКОВЬ
 И ГОСУДАРСТВО
   
                ВОСПОМИНАНИЯ
 И ДНЕВНИКИ
   
                НАШИ РЕКВИЗИТЫ
   
                СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
                СОВЕТЫ ВРАЧА
				ПЛАН ПРОЕЗДА
				
                ФОТО
				
                ССЫЛКИ
				
                ГАЛЕРЕИ
				
                КОНТАКТЫ 
				
                
                
Мир как содружество
          Марина Журинская 
          
          Мне ли не пожалеть …  города… 
          В котором… множество  скота? 
          Иона 4:11 
          
          К сожалению, мы слишком  часто упускаем из вида единство тварного мира, одобренного его Создателем, и  единство человека, созданного по образу и подобию Творца, Единого в Троичности,  и вселенного в земной рай, чтобы жить там в окружении животных и растений.
          
        Большинство из нас лишь  время от времени, готовясь к исповеди, вспоминает предельно лаконичную формулу,  согласно которой согрешивший против одной заповеди согрешает тем самым против  всех их, а согрешивший против ближнего согрешает и против себя, и против Бога.  Спаситель на вопрос о том, кто же тот ближний, которого следует возлюбить,  ответил притчей о милосердном самарянине (см. Лк 10:30–37), в конце которой  вопрошавший Христа законник признает, что ближним стал тот, кто оказал милость.
        
          Да, оказывающий милость  связывает себя с тем, кому он сделал добро, первозданными узами единого Божиего  мира. А ведь в мире есть только одно добро, источник которого — в Боге, и это —  любовь, и всяческое зло, от ненависти до равнодушия, — это только маски единого  зла, представляющего собой искажение, извращение, отрицание добра и исходящего  от диавола.Милость — это проявление любви ко всему творению; через нее  человек возрастает в любви к Богу, и обратно: любя Творца, нельзя не любить  тварь, без этого любовь становится ущербной. По словам преподобного Исаака  Сирина,сердце милующее объемлет любовью всякую тварь и в этом уподобляется  Богу.
          
          Преподобный старец  Силуан учил нас любить врагов, это достаточно хорошо известно. Но он же, как и  ряд других святых (преподобный Симеон Новый Богослов, святители Феофан  Затворник и Игнатий Брянчанинов, священноисповедник архиепископ Лука  Войно-Ясенецкий) учили нас любить животных (1). А в своей книге “Дух, душа, тело”  владыка Лука писал и о том, что растения тоже несут в себе дар Духа — жизнь, и  тем самым могут быть включены в содружество живых тварей, объединяемых любовью.  Писание призывает зверей и всякий скот хвалить Господа (см. Пс 148:10); следовательно, Богодухновенный автор  рассматривал животных именно как входящих в содружество тварей Господних;  потому-то и говорится: праведный печется и о жизни скота (Притч 12:10).
          
  …А ведь мы берем в дом  животных и растения, руководствуясь вроде бы самыми разнообразными идеями,  блуждающими в мыслительном пространстве от медицины до эстетики, но в конечном  итоге — сознаем мы это или не сознаем — для того, чтобы они стали нашими  друзьями, потому что всякая душа человеческая пусть несознательно, но стремится  восстановить райское содружество тварей. Почти все мы; есть и исключения.
  
          Много лет назад я  встретила на лестнице соседку, у которой из авоськи торчал зверски  перекореженный, как-то ужасно смятый и выкрученный, но поражающий размерами и  сочностью эпифиллюм (тогда его еще звали филлокактус, а потом стали звать  просто декабрист, за то, что зимой цветет). Ком земли явно указывал, что эпифиллюм  возрастал в ведре. Бледная, с грозно поблескивающими глазами, женщина цедила  сквозь сжатые зубы:
          
  — Не нужен он мне. Раньше  цвел, так я его в ведро чернозема посадила, а он цвести перестал. А если не  цветет, то зачем он мне нужен?
  
          Я пыталась сказать, что  пересадила она его неправильно, что объем земли должен быть гораздо меньше, а  почва — беднее, с песочком и немножко с глиной. Но она просто не слушала, а  смотрела мимо меня с ненавистью и сдавленным голосом говорила одно и то же:
          
  — Не нужен он мне, если  не цветет.
  
          Я не очень люблю  навязчивых, натянутых параллелей, но в данном случае это был именно материал  для такого жанра, поскольку эта женщина “славилась” какой-то неистовой злобой  по отношению ко всем окружающим. Так что давайте лучше считать, что среди нас  таких нет, и вновь заявим, что домашние животные и комнатные растения  привлекают нас тем, что с ними можно завязать отношения, близкие к дружеским. В  самом деле, Честертон писал, что дружба — это когда не нужно ни целоваться, ни  даже разговаривать много, — вот разве что чайник поставить. А все, что мы  делаем для растений и животных в доме — это и есть такой чайник, в прямом и переносном  смысле.
          
          Конечно, внешние  побуждения при этом могут быть разными. Цветы-де украшают помещение и приносят  пользу здоровью. Собака охраняет дом и с ней полезно прогуливаться. О кошках  вообще слагают легенды и мифы современной цивилизации: они якобы лечат давление  и cердечные болезни. О том, что кошки ловят мышей,  почему-то в городе говорить не принято, но именно это-то они и могут.
          
          Но вот такие мы, люди:  иногда нам хочется казаться хуже, чем мы есть на самом деле (вообще-то это  свойство диктуется древним языческим стремлением скрыть настоящего себя от  страшного мира, преисполненного зла и его носителей, злых духов). Поэтому мы  придумываем какие-то утилитарные, “практичные” объяснения своим простым и  хорошим чувствам, да так убедительно, что даже сами верим.
          Ведь на самом деле  квартиру можно украсить сотнями вполне доступных предметов, но почему-то не  тянет ежедневно на них любоваться. А всякий, кто обзавелся каким-никаким  домашним садиком, совершает по нему ежедневные прогулки, вдумчиво созерцая  листики и старательно выискивая признаки новых почек, отросточков, не говоря  уже о бутонах. Лекарства и разнообразные новейшие устройства способны помогать  нам думать, что мы заботимся о своем здоровье, но странно выглядел бы человек,  с умилением взирающий на коробочку витаминов (это возможно разве что в  рекламе). Охране квартиры способствуют (очень относительно) стальные двери и  хитроумные запоры, а собака против современных злоумышленников вряд ли устоит —  но разве стальная дверь может радостно вилять хвостом, смотреть в глаза и  буквально требовать, чтобы ее погладили по пушистой головке, да еще и сказали,  что она хорошая? И что может сравниться в мире фармакологии с независимым c виду котом, который дремлет где-то на приличной дистанции от вас, но стоит  вам перейти на другое место, как он, старательно притворяясь, что ему все  равно, встает и перебирается туда, где ему будет удобно и соблюдать свое  достоинство, и все-таки чувствовать, что он не один? Кстати, почему-то  считается, что коты привязываются к месту, а не к людям. Так вот, это неправда (2). Если человек не может, не в состоянии привязать к себе кота, то ему  стоит задуматься о том, способен ли он вообще вызывать к себе приязненные  чувства. Да и желает ли он этого? Может быть, он погружен в такую кромешную  пучину эгоизма, что уверен, что не нуждается ни в чьей привязанности?
          
          Мы попросту любим наши  растения и наших домашних животных, и нечего этого стыдиться. Правда, для этой  любви полезно установить границу: она не должна затмевать любовь к людям.  Рассуждение о том, что собаки лучше и добрее людей — это сигнал о том, что говорящий  обидчив, преисполнен разнообразных претензий к миру (а нередко — и к его  Творцу) и требует к своей особе повышенного внимания.
          
          Однако не будем осуждать  некоторых собаковладельцев, скептически взирающих на собратьев по человечеству.  Однажды я была на собачьей выставке. Некоторые из участников (я имею в виду  людей) тут же продавали чемпионских детей, а чемпионша при этом сидела в  корзинке и страдала; в общем, что-то похожее на темные времена рабства, когда  детей продавали на глазах у матерей на вечную разлуку. И вот, сидит довольно  печальный дядечка и продает щенков тибетского терьера, красивой и редкой  собаки. Вокруг него люди любуются, но не покупают. Круг эстетов прорывает  дамочка досужего вида, из тех, кто во времена очередей врезался в любую очередь  со страстным воплем Что дают? Здесь ей уже понятно, что, но назрел насущный  вопрос,почем. Дядечка отвечает: 60 рублей (очень  хороший щенок немецкой овчарки тогда стоил от 80 до 100, и ту же сотню получал  сотрудник Академии наук без ученой степени). Дама, явно не собирающаяся  посвятить себя взращиванию тибетского терьера, заводит светский разговор: Почему так дорого? Глядя на нее с тихой ненавистью, собачник разражается  следующей тирадой:
          
  — Да я бы их бесплатно  раздавал, я бы вам его за рубль продал, но вы же его через неделю выбросите на  помойку!
  
          К сожалению, это правда.  Я затрудняюсь припомнить, сколько именно котов и собак моих друзей происходили  с помойки, но что-то очень много. Я была свидетелем того, как первоклассники  отследили на помойке котенка, который уже здорово одичал, охотились на него два  дня, изловили и, исполосованные до крови, преподнесли в дар любимой  учительнице, кот которой незадолго до этого скончался, чтоб не скучала.  Действительно, с этим тощим зверенышем было уже не до скуки. Только после мытья  порванная маленькими когтями и зубками счастливая владелица и пара-тройка ее  родичей, находившихся в таком же плачевном состоянии, обнаружили, что котенок  черный, а не серый; дальнейшая его бурная жизнь заслуживает отдельного  описания. А мои друзья, проходя мимо стройки, выловили щеночка, брошенного в  банку с масляной краской. Две недели оттирали, выстригали — и выходили;  получилась забавная лохматая собаченция. “Помойного” происхождения была и дымчатая  красавица-персиянка, которую приносили нашему коту для продолжения рода. Ее,  слепую еще и совершенно умирающую, нашла в мусоре собака наших знакомых и  осторожно принесла хозяевам. Выкармливали из пипетки. Всем была хороша  персиянка, а на конце хвоста у нее была белая кисточка, как у лисы; это  прибавляло ей очарования, но уменьшало товарную ценность. Вот и выбросили.
          
        Ну, хорошо, понятно, что  жестокость по отношению к животным недопустима; известно, что большинство тех,  кто совершает преступления против жизни человека, в детстве мучали и убивали  животных. Но, как и в отношениях с людьми, недопустимы равнодушие и  небрежность, от которых гибнут растения, болеют и совершают разнообразные  нехорошие поступки животные. Даже если их хорошо кормят.
        
          Жил в нашем доме  немецкий овчар, разочаровавший своих хозяев: они хотели иметь призовую собаку,  а им на первой же выставке сказали, что дальше серебряной медали он не пойдет:  очень большой вырос, превысил стандарт. Нет, его-то не бросили, его кормили,  чесали, с ним гуляли… но все как-то холодно. Я до смерти не забуду, как однажды  мы с ним встретились в лифте, когда он возвращался с прогулки. В лифте пес  свернулся кольцом, иначе не помещался. И вдруг, покосившись на хозяйку и  убедившись, что она отвернулась, он быстро лизнул мне руку, глядя жалобными  глазами, — этот великан, выхоленный красавец, был обделен любовью и нуждался в  ней.
          
          Не могу не привести  рассказ, в котором ничего не объясняется, но кое-что показывается. Одна пожилая  женщина держала громадную собаку породы “московский дог” (черный дог с  подшерстком, позволяющим ему не мерзнуть зимой; впоследствии порода была  официально закрыта из-за частых случаев “неукротимой свирепости”). Собака была  такой величины, что хозяйка на ней на лыжах каталась. Эта женщина всегда через  клуб следила за судьбой потомства своей собаки. И вот однажды у той родился  неудачный сын. Из первой семьи, в которую его передал клуб, его вернули:  враждебен к детям. Вторая попытка — то же самое. Передали  в питомник — тоже вернули, потому что никто не мог с ним справиться. Тогда пса  подвергли унижению: вывели продавать на выставке, — это с его-то родословной!  Добросовестная женщина пошла туда, чтобы предупреждать покупателей, что пес  строптивый. Он очень понравился одному молодому человеку, тот сказал, что  покупает, и, отмахиваясь от ее предупреждений, помчался покупать еду и ошейник.  Правда, ей удалось обменяться с ним адресами (оказался иногородним). Принес  кусок какой-то завалящей колбасы (это собаке, выращенной на научном рационе!) и  мягкий замшевый ошейник (для зверюги, неоднократно срывавшейся со строгих!);  скормил колбасу, встреченную с большим энтузиазмом, надел ошейник при полном  непротивлении и… тот спокойно за ним пошел. На предупреждения насчет детей  веселый молодой человек сказал, что у него их трое и что они с догом поладят.  Через некоторое время написал, что дог ведет себя образцово и катает на себе  детей. Что тут скажешь? — эти люди сумели подружиться с собакой, вот и все.
          
  …Большая доля истины  содержится в шутливом по первому впечатлению рассуждении о том, что желающий  повиноваться заводит кота, желающий повелевать — собаку (в английском варианте:  холостяки заводят себе собак, а старые девы — кошек). Действительно, чтобы кот  не стал шкодливым безобразником с наглыми глазами и хулиганистыми повадками или  тощей замордованной тварью, норовящей удрать, нужно его понять и устроить свою  совместную жизнь с ним на взаимоудобных условиях (например, никогда не держите  двери в квартире плотно закрытыми; кот считает это для себя личным оскорблением  и может страшно отомстить, сделав под дверью лужу). Но при отсутствии чувства  меры, стремления к той самой золотой середине, которая в системе православного  богословия называется царским путем, внимание к коту легко перерастает в  исступленное желание угодить ему, превратить его в маленького божка, иными  словами — в кумиротворение. Правда, кошки как таковые в этом не виноваты. А  широко известная собачья преданность может ввести в соблазн иного рода, может  возбудить желание почувствовать себя могучим повелителем верного раба. И беда,  если такой “раб” — не мелкий песик, а громадный зверь с мощной мускулатурой и  страшными клыками, которыми он умеет пользоваться. Недаром приходится читать и  слышать о том, как безответственный хозяин большого пса не только отпускает его  бегать без поводка, сея ужас среди окружающих, но и гордится тем, что его  собака убивает и калечит других собак и кошек; подчас он даже и сам  натравливает ее на них — бывает, что и на людей тоже… Иногда это желание  возвыситься, ощутив себя обладателем такой мощи, оборачивается и против  несчастного гордеца: такая собака и на хозяина может напасть (3).
  
          Хорошо, можно спросить,  а почему все-таки речь идет о дружбе, а не об обладании чем-то, имеющим  определенную ценность? — Да потому, что от предмета обладания взаимности не  требуется, а свои растения мы особенно любим тогда, когда они (как нам кажется,  из чистой симпатии к нам) растут и цветут особенно привлекательно, пса, который  явно отдает нам предпочтение, провозглашаем чудом учености, а кота, выказывающего  нам свою постоянную привязанность — попросту гениальным животным. От них всех  нам нужна взаимность, хорошее к нам отношение. А это уже дружба.
          
          Но прежде всего эту  способность к дружбе должны проявить мы сами. А способность дружить — это не  желание совместного веселого и необременительного времяпрепровождения, а прежде  всего ответственность. “Мы в ответе за всех, кого приручили”, — сказал Антуан де Сент-Экзюпери.
          
          Так вот, это может  показаться странным и непривычным, но если мы заводим себе растение, для начала  следует убедиться, что дело не в том, чтобы оно нам нравилось, а в том, чтобы  ему у нас было хорошо. А для такой уверенности нужно непредвзято оценивать свои  возможности по уходу и предоставлению жилья по потребности растения. Любителям  спать зимой с открытым окном лучше не беспокоиться — в иную ночь они даже  снеголюбивую азалию могут заморозить. Форточку в холода можно открывать, только  вставив в нее специальное приспособление, благодаря которому холодный воздух  будет “перепрыгивать” через подоконник и обрушиваться непосредственно в  комнату. А любителям погреться нужно помнить о том, что горячий и сухой воздух  нашего отопления, да еще при зимнем недостатке света, губителен для большинства  растений, и даже те кактусы, которые зимой не поливаются, требуют, чтобы в  воздухе была влага. Если не принимать зимой мер по увлажнению воздуха в  квартире и по нормализации в ней температуры (а ведь у нас так заведено:  полстраны зимой мерзнет, а другая половина задыхается от отопления), то  растения выживают с трудом. Тропические еще выносят теплую зимовку (с  соответствующими досветкой и влажностью), а субтропическим нужно, чтобы было очень светло и очень прохладно.
          
          Если не знать точно, на  какую сторону света выходят наши окна и, соответственно, какая степень освещенности  требуется тому или иному растению, дело у нас не пойдет. Хороший, опытный  цветовод по виду растения понимает, как обстоят дела с его корнями, не тесно ли  им, не мало ли земли, достаточно ли она хороша. И при правильном выборе места  для растения, при правильной организации условий для него, при правильном  питании и поливе (а для всего этого нужно испытывать именно дружеские чувства)  растение платит живейшей привязанностью и теплой благодарностью, растет и  цветет, и подчас “делает” то, на что его признают неспособным умные пособия и  руководства: не в пример обильнее обещаемого цветет, ветвится, хотя пособия для  любителей утверждают, что в комнатах этого не бывает, и так далее.
          
        Последнее утверждение  подкрепляется удивительным жизненным наблюдением. Был у меня большой и красивый  филодендрон, такая лиана с огромными фигурными листьями и красными лохмами на  черенках. Висел на стене над постелью мамы. Разросся до неприличия: три ствола  вместо одного, обещанного ботаниками. Мама тогда уже тяжело болела и практически  не вставала. Я спросила ее, не мешает ли ей эта зеленая громадина над головой.  Она ответила: “Что ты, напротив, я на него смотрю, и мне как-то спокойно  становится и кажется, что он ко мне хорошо относится”. Когда мама умерла, я  украсила гроб гирляндой из этого филодендрона, оставив себе солидную часть, а  один лист (он же черенок) подарила знакомой, которая была цветоводом и по  достоинству оценила пышность растения. У нее тоже была больная мама, и  укоренившийся филодендрон был повешен над ее постелью и, можно сказать,  обрадовался: не только буйно рос, но и зацвел. Оставшийся же у меня “затосковал”  и я его еле выходила; он стал нормальным здоровым растением, но не выдающимся.
        
          Известно, что друзей  нужно принимать такими, какие они есть, не стараться как-то переделать их для  собственного удобства (разумеется, речь не о том, чтобы поощрять их  греховность, но и в том случае, когда вы, видя недостатки своих друзей, желаете  им помочь, как известно, лучше начать с себя). То же и с растениями. Например,  вам очень хочется, чтобы на журнальном столике в уютном теплом уголке пышно  цвела азалия. Ничего не выйдет: ей нужно много света (а для растений  электрическая лампа — это еще не свет) и прохлада. При паровом отоплении азалию  держат под приоткрытой форточкой, а по краям горшка кладут снег (если нельзя  принести с улицы — а в больших городах это просто не рекомендуется —  выцарапывают из холодильника, там он стерильный). А если вы считаете, что ваша  лиана семейства ароидных (филодендрон, сциндапсус, сингониум или антуриум)  разместилась как-то малохудожественно и вы желаете придать ее изгибам более  эстетичную форму — поберегитесь: листья должны расположиться точно в той же  плоскости по отношению к свету, в какой они сами пожелали расположиться. Если  это правило нарушить, черешок листа “вывихивается” и лист отмирает.
          
          Допустим, вы решили  завести плодоносящий лимон. Дело это долгое и хлопотливое. Но главное —  откажитесь от мысли, что у вас на окне будет пушистое деревце: для цветения  лимону нужно формировать плоскую крону, всю расположенную в плоскости окна, и  никогда его не переворачивать, так что из комнаты вы будете видеть только  “изнанку” деревца. Однажды вечером в центре Москвы я в окне какого-то офиса  увидела большой лимон, повернутый (очевидно, недавно) листьями к комнате. Мне  очень захотелось наклеить на стекло записку “ПОВЕРНИТЕ ВАШ ЛИМОН”, и муж меня с  трудом отговорил, сказав, что скорее всего это примут за шпионский шифр и  перепугаются до полусмерти. Так и ушла с тяжелым сердцем.
          
          Несколько лет у меня  жило невзрачное растение, пучки кожистых листьев на суковатых и кривоватых  стволиках. Эта австралийская причудница Daphna odora (Дафна душистая) цвела белыми цветками с невыразимо  прекрасным запахом: немного лимона, немного снега, остальное — свежесть и еще  что-то тонкое. Но только ей для цветения нужно было не выше 15° С, причем цвела  она летом. А у меня окна юго-западные, и если 25°, то это еще хорошо. Я  обставляла ее мисками со льдом (производила в холодильнике); менять лед нужно  было чуть ли не каждый час. Промаявшись так год-другой, я смирилась и подарила  ее человеку с восточными окнами и более прохладной квартирой. При громком вое  всех знакомых цветоводов: такую редкость отдавать! Но не пропадать же дафне  из-за меня!
          
          Что касается  теплокровной живности в доме, то ее заводить нужно тоже с полным сознанием  своей ответственности. Нельзя большую собаку держать в маленькой квартире: и  она будет все сметать на своем пути, и вы ей лапы поотдавливаете… а кусает она  при этом совершенно рефлекторно. Почти с любой собакой нужно много гулять, а не  просто выводить дважды в день минут на 20 (а, например, с колли — еще и много  бегать, эта шотландская пастушья собака в нормальных условиях пробегает в день  около 30 километров по пышной траве шотландских холмов и предгорий, овеваемых океанскими  ветрами). Иногда собаке требуется выйти в самое неудобное для человека время;  значит, владелец должен уметь вскакивать и одеваться почти так же быстро, как  пожарный. Всякий знает, что при астме держать кошек в квартире нельзя, особенно  пушистых, это вредно людям. Но нельзя их держать и в жарких помещениях, это  вредно им, они это переносят с трудом, хотя тепло любят, точнее, любят время от  времени погреться. Да и собакам это не полезно. Так что если вы вообще-то  любитель “комнатной” температуры градусов этак в 27, попробуйте понаслаждаться  ею в шубе — а потом уже удивляйтесь тому, что кот смотрит мутным взглядом,  места себе не находит и начинает рваться наружу. Он не за свободу поведения  борется, а за свободу дыхания. И жить в тесноте кошки тоже не очень-то любят;  замечательно заметил некий специалист по домашним животным, что собаке квартира  — это все-таки конура, а для конуры она не так уж мала (это если собака большую  часть времени проводит на улице), а для кошки квартира — это весь ее мир, и мир  этот, конечно, для вселенной тесноват (4). 
          
          Кошка в отличие от  собаки предпочитает одиночество, так что любителям окружать себя множеством  котов нужно помнить, что от этого у зверушек может возникнуть психологический  дискомфорт, а это вам же хуже, потому что в первую очередь он выражается в  несоблюдении правил гигиены. И линяют они на нервной почве почти круглый год.
          
          И еще очень важно —  хотите ли вы научиться понимать своих меньших братьев, или считаете, что это  они должны к вам приспосабливаться? Этого они не могут, умственных способностей  все-таки маловато, но могут бояться, озлобиться, начать потихоньку строить  пакости, — короче, они переживают эмоциональный стресс, который ломает им  психику.
          
          Есть такое правило:  наступил зверю на лапу или на хвост — немедленно приласкай, догони (они при  этом, как правило, убегают). Ведь они считают, что их наказали, и не понимают,  за что, что они сделали неправильно. Погладить ошеломленного зверя, сказав пару  слов ласковым голосом, нетрудно, но крайне для него полезно. В этой связи идея  тыкать зверька мордочкой в содеянную лужу не выдерживает критики: во-первых,  они этого не понимают, во-вторых, в очень раннем возрасте их все равно не  приучишь соблюдать чистоту.
          
          Был у нас пес Франтик,  довольно взбалмошный и с пестрой родословной: ветеринары смогли раскопать в нем  колли, кавказскую овчарку, а далее говорили, что и еще кто-то наверняка  имеется. Он умел раскапывать мышиные норы (мышей не ел), но страстью его было  древнее пастушеское ремесло. Страшно было смотреть, как он, увидев вдали  корову, вырывается (был очень сильный) и мчится ее пасти; рыже-белый пестрый  клубок вьется вокруг коровьих ног и неистово лает. Самое странное — корова  вместо того, чтобы отбросить его одним ударом копыта, послушно движется в том  направлении, в котором он ее понуждает двигаться.
          
          Однажды жила у нас на  даче милая девочка лет шести. Все было хорошо, пока мы с ней не отправились  гулять по полю, прихватив Франтика. И здесь все было мирно, но вот она увидела  в некотором отдалении цветок, который захотела сорвать. Франтик внезапно  кинулся за ней с лаем, оббежал и стал прыгать (даже слегка треснул ее по голове  лапой), загоняя ее назад. И тут я поняла его, а заодно, наверное, и некоторых  других собак-пастухов: в его представлении люди движутся степенно, осмысленно,  а животные нет; следовательно, дети, которые на природе движутся беспорядочно —  что-то вроде овец, и их нужно пасти, не давая уйти от хозяина. С тех пор,  знакомя Франтика с детьми, я это им объясняла и просила постоять смирно, пока  он не подойдет и не обнюхает; только после этого можно погладить, но ни в коем  случае не занося руку перед собачьей мордой (может неправильно понять). И не  носиться при нем с криками туда-сюда. А “понятый” Франтик детей уже никогда не  обижал.
          
          Так что добиваясь  взаимопонимания с животными, всегда нужно помнить, что они — не люди. Но имеют  с людьми много общего в том отношении, что требуют к себе внимания и понимания.  У Чехова есть замечательный рассказ о том, как люди (учитель гимназии и его  кухарка) учили котенка ловить мышей, и при этом так на него орали, топали  ногами и даже лупили, что котенок этот, выросший в вальяжного огромного кота,  смертельно боялся на свете только одного — мышей. Конечно, кот — не человек, но  нередко приходится наблюдать у людей неприязнь к тем вещам, которым их обучали  в школе, не так ли?
          
  …Да, человек нарек имена  вещам, растениям и животным и тем самым получил над ними царскую власть. Но  царево дело — соединять в своем отношении к подданным милость и истину, а вовсе не  наслаждаться своими возможностями делать с ними то, что угодно. Священное право  царя — миловать, а не издеваться.
          Когда дедушка Крылов в  басне “Пустынник и медведь” выводит мораль сразбором выбирай друзей, ее не следует  рассматривать как призыв, обращенный только к области человеческих отношений (в  басне речь идет о взаимоотношении человека с медведем и о знаменитой медвежьей услуге). Можно, конечно,  ограничить смысл басни своими интересами, мол, дружи только с тем, кто не  навредит. Это, конечно, правильно, но можно этот смысл и расширить: выбирай  друзей так, чтобы ты сам был в состоянии стать их другом, нести за них  ответственность перед Богом и миром. И если мы хотим иметь друзей в мире  растений и животных, следует подойти к делу трезво, с должным пониманием — и  все эти зеленые, цветущие, пушистые, лохматые и хвостатые ответят нам самой  горячей взаимностью и самой теплой привязанностью. И в крохотном уголке мира  вокруг нас проявятся любовь и милость. А это — то самое, чего ждет от нас  Господь, милующий нас всех и помнящий о всех скотах(см. Быт 8:1).
          
          Сноски
          1 Небольшая книжка “Об  отношении к животным”, выпущенная в 1998 г. центром “Благо” Издательства  Московской Патриархии, содержит тексты этих святых; она разошлась мгновенно и  сейчас доступна только в библиотеках. Справедливости ради упомянем о том, что  преподобный Силуан не рекомендует ласкать животных, но правило это, собственно  говоря, относится только к иночествующим.
          
          2 В одном шотландском  городке поставили в свое время памятник собаке, которая 14 лет жила на могиле  своего хозяина. Жители городка ее кормили все это время. Я знаю случай, когда  кот ушел жить на могилу своего хозяина. Его тоже кормили какое-то время,  пытались увести с собой, но он упрямо возвращался. Дальнейшая его судьба мне  неизвестна.
          
          3 Вот рассказ ветеринара  об уникальном случае наказания порока в мире животных. Был двор, в котором  царила громадная псина, терроризировавшая всю живность. Однажды бандит напал на  кота, который оказался страшно смекалистым: сделал вид, что смертельно испуган  и рысцой устремился в глухой угол двора. Пес, нагло ухмыляясь, вперевалочку  побежал за глупцом, предвкушая скорую и легкую расправу. Но не тут-то было: кот  знал, что в этом углу стоит бочка. Добежал, вспрыгнул, повернулся лицом к  нападавшему… две когтистых пощечины, легкий прыжок через спину врага — и котик  уже без всякого притворства мгновенно улепетнул, оставив супостата в полном  остолбенении. Через несколько дней ситуация повторилась в точности, но этот раз  оказался последним: пса хватил инфаркт.
          
        4 Не стоит решать  проблему, выпуская котов на улицу (речь о больших городах), потому что там  автомобили (видели раздавленных кошек на мостовой? кстати, некоторые  автомобилисты утверждают, что кошку или собаку всегда можно объехать или  пропустить, так что эти несчастные — жертвы умышленного наезда); злые люди и особо  жестокие к животным злые дети; всегда могут оказаться поблизости “деятели” из  так называемого треста очистки, охотящиеся за животными и убивающие их иногда  даже в присутствии хозяев; злые собаки или стаи одичавших собак — эти и людей  не боятся, они страшно мстят за свою заброшенность; наконец, в городах на  тротуарах полным-полно всяких злокозненных возбудителей болезней, от которых  кошки могут умереть. А если вашу кису просто и благополучно украдут? У меня  однажды на даче украли котенка, прельстившись его красотой. Было это лет  пятьдесят назад. Жалко до сих пор.
          журнал «Альфа и Омега»