ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
                
                ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ
                
               	СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
				
				ХРИСТИАНСТВО
 В ВЕНГРИИ
				
               СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ
				
               ХРИСТИАНСКИЕ ПРАВЕДНИКИ
				
               ВСЕХ ИХ СОЗДАЛ БОГ
				
 
               ЖИЗНЬ В ЦЕРКВИ
				
 
               НАШЕ ПРОШЛОЕ
 И НАСТОЯЩЕЕ
				
				О ПРИХОДЕ
				
				РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ
				
				ЦЕРКОВНАЯ БИБЛИОТЕКА 
				
				ДУХОВЕНСТВО ХРАМА
				
				СТРАНИЦА РЕГЕНТА 
				
                ЦЕРКОВЬ
 И ГОСУДАРСТВО
   
                ВОСПОМИНАНИЯ
 И ДНЕВНИКИ
   
                НАШИ РЕКВИЗИТЫ
   
                СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
                СОВЕТЫ ВРАЧА
				ПЛАН ПРОЕЗДА
				
                ФОТО
				
                ССЫЛКИ
				
                ГАЛЕРЕИ
				
                КОНТАКТЫ 
				
                
                
Попадут ли животные в вечность?
       
       Священник  Константин ПАРХОМЕНКО, руководитель сектора по работе с семьей Отдела по  церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии.
      
       …У одной девочки, моей прихожанки, умерла любимая собака.  Девочка много плакала, а через несколько дней во сне увидела свою собаку –  здоровой и жизнерадостной. Самое интересное то, что от собаки исходило сияние.  Как эта девочка потом мне сказала – «Я перестала плакать, потому что поняла,  что моя собачка находится в лучшем мире». Как относиться к этому сну? Как к  фантазии, или как к какому-то знаку от Бога?.. В любом случае он поднимает огромную  и важную тему: Какова судьба животных? Прожить отведенный им, иногда весьма  краткий срок, и кануть в небытие? Тогда зачем они вообще были созданы Богом?  Чтобы развлекать людей, быть для человека игрушкой и пищей?
       
       Об этом сегодня и поговорим. Но сначала мы должны усвоить  одну важную вещь: Церковь никогда не пряталась от таких вопросов. Их ставили  богословы и святые отцы всех времен. Другое дело,  что наверняка решить эти вопросы мы не можем. Нам не открыто это!  Лишь иногда Священное Писание и Предание деликатно касаются этой  темы.
      
       Итак, судьба животных, или более широко – вечная судьба  природы… Какова она?
       
       Напомню, что согласно православному богословию, наш нынешний  мир находится в состоянии поврежденности, отпадения от Бога. Виной всему –  Грехопадение прародителей. Если мы вспомним библейский рассказ об Адаме и Еве  мы увидим, что в Эдеме, прекрасном райском саду, они жили в любви со всем живым  творением. Так и было задумано Господом, чтобы и человек и все творение жили в  любви и единстве друг с другом и с Ним, Творцом и любящим Отцом всяческих.
       
       Грехопадение явилось катастрофой космического масштаба, и  оно имеет последствия не только для человека, но и для всего мироздания.  Повредился человек, повредился весь мир… «Падение человека было в то же время и  падением природы, проклятие человека, стало проклятием природы. И с тех пор  человек и природа, как два неразделимых близнеца, ослепленные одним и тем же  мраком, омертвленные одной и той же смертью, нагруженные одним и тем же  проклятием, рука об руку идут через историю по бесконечным беспутьям греха и  зла; вместе спотыкаются, вместе падают, вместе и поднимаются, непрестанно  стремясь к далекому концу своей печальной истории» (преп. Иустин Сербский).
       
       В мир вошли смерть, злоба, взаимное уничтожение. Духовной  задачей человека стало вернуть утерянный Рай! Возможно ли это? В большей или  меньшей степени многие ветхозаветные герои духа (да и язычники, вспомним хотя  бы праведного язычника Иова) старались жить по-Божьи. Пророки укрепляли  людей, говорили, что в рамках этого мира подлинное богообщение и не достижимо.  Оно возможно лишь тогда, когда на землю придет посланник Божий, Его Сын.
       
       И вот тогда наступит время примирения всего  творения с Богом. Правда, произойдет это за горизонтом здешнего бытия, после  преображения мира. Тогда наступит Царство Небесное, в которое войдут не только  люди, но и животные. И в этой вечности, как некогда, при начале бытия, в Раю,  человек и животные будут жить в мире и дружественном общении. «Тогда волк будет  жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и  молодой лев, и вол будут вместе и малое дитя будет водить их. И корова будет  пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет  есть солому». И далее: «И младенец будет играть над норою аспида, и дитя  протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на святой горе  Моей...» (Ис. 11 гл.).
       
       И действительно, новым этапом, или вернее эрой в  судьбе человека и мира стало пришествие в наш мир Сына Божия – Иисуса Христа.  Христос примиряет мироздание и человека с Богом. И вносит в начертанную  ветхозаветными пророками картину некоторые коррективы. Да, преображение мира  нами еще только ожидается, оно в будущем, но уже сегодня всякий  желающий может задышать его воздухом, ощутить его аромат…
       
       Однажды, когда Иисуса спросили, когда придет Царствие Божие,  Он ответил: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно  здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 20-21).  Это значит, что Царство Божие начинает проявляться уже в этом мире,  среди нас, людей века сего, - внутри нас! Когда мы видим чудеса,  происходящие по молитвам подвижников веры, как мы называем их  – святых людей, когда мы видим, как законы мироздания как бы смиренно  уступают некоей высшей воле и силе, что это, как не обнаружение в  нашем мире каких-то иных законов?.. Законов Царствия Божия…
       
       Знакомство с жизнью святых людей показывает нам, что  ветхозаветные пророчества о дружбе животных и людей уже как бы осуществляются.  Всем известны рассказы о дружбе преп. Сергия Радонежского, преп. Серафима  Саровского с дикими зверями – медведями. О преп. Германе Аляскинском читаем у  его биографа и очевидца его духовных подвигов: «Около его келий жили горностаи.  Эти зверьки отличаются своей пугливостью. Но они прибегали к преподобному  Герману и ели из его рук. Видели, как преподобный Герман кормил медведя». Тоже  известно и о древних отцах пустынниках, к которым приходили за помощью и  которых охраняли дикие звери.
       
       Почему это происходит? Можно предположить, что благодать  Божия, действующая через подвижника, ощущается зверями. И нам, людям, хорошо  быть рядом со святым, и животные чувствуют, что этот человек принадлежит тому  миру (Царству Небесному), в котором нет вражды и взаимоуничтожения. В известной  дореволюционной книге «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу»  описывается случай с намоленными четками старца. Отмахнувшись этими четками от  разъяренного волка, странник спасся от растерзания хищным диким зверем.  Чудесному происшествию книга дает такое объяснение: «Когда первосозданный  человек Адам был в невинном святом состоянии, тогда все животные и звери были  ему в покорении, они со страхом подходили к нему, и он нарицал им имена.  Старец, чьи сии четки, был свят: а что значит святость? Не что иное, как через  подвиги возвращение невинного состояния первого человека в грешном человеке.  Когда освящается душа, освящается и тело. Четки всегда бывали в руках  освященного; следственно, чрез прикосновение к ним рук и испарений его,  привита к ним святая сила, — сила невинного состояния первого человека».
       
       Замечательный современный русский мыслитель Татьяна  Горичева, автор книги «Святые животные» пишет: «Животные не только “стенают и  мучатся” вместе с человеком. Не только ждут усыновления и искупления… они уже способны,  вслед за святыми и мучениками проникнуть в новый эон, войти в Церковь, дерзнем  сказать — обожиться. В житии св. Великомученика и целителя Пантелеймона  рассказывается, что дикие звери не хотели нападать на юношу. Тогда были убиты  и они. Их трупы были брошены на съедение птицам. Но птицы до них не  дотронулись. Трупы животных долгое время лежали на солнце и оставались  нетленными. Итак, мы имеем дело с мощами животных».
       
       Очевидно, - животные чувствуют духовную атмосферу Рая…
       
       Сложнее тема вечной судьбы животных. Бессмертны ли их души  (а у животных есть душа, как набор психических свойств)? Может быть,  свидетельство ветхозаветных пророков понимать как поэтическую аллегорию?..
       
       Апостол Павел пишет об этом конкретно: «Ибо тварь с надеждою  ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не  добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена  будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь  совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами,  имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела  нашего» (Рим. 8, 19-23).
       
       Откровение сынов Божиих – это время прославления  человека в Царствии Божием. Значит, по мысли ап. Павла,  тварь ждет этого времени? И ждет в надежде, что и сама тварь  освобождена будет от рабства тлению в свободу славы. Частное мнение ап. Павла?  Едва ли. То же читаем и у многих святых отцов. Так, толкуя слова ап. Павла  - сама тварь освобождена будет…св. Иоанн Златоуст говорит: «Что значит сама?  Не ты один [человек], но и то, что ниже тебя, что не имеет ни разума, ни чувств  – и то будет с тобою участвовать в благах. Освобождена будет, - говорит  апостол, - от рабства тлению, то есть не будет уже тленною, но делается  соответственною благообразию твоего тела. Как тварь соделалась тленною, когда  твое тело стало тленным, так и тогда, когда тело твое будет нетленным, и тварь  последует за ним и сделается соответственной ему».
       
       А вот что об этом говорит св. Симеон Новый Богослов: «Все  твари, когда увидели, что Адам изгнан из рая, не хотели больше повиноваться  ему, преступнику. Но Бог... сдержал все эти твари силою Своею, и по  благоутробию и благости Своей не дал им тотчас устремиться против человека и  повелел, чтобы тварь оставалась в подчинении ему, и сделавшись тленною, служила  тленному человеку, для которого создана, с тем, чтобы когда человек опять  обновится и сделается духовным, нетленным и бессмертным, и вся тварь,  подчиненная Богом человеку в работу ему, освободилась от сей работы, обновилась  вместе с ним и сделалась нетленною и духовною».
       
       О грядущем преображении твари вдохновенно пишет в своем  учебнике «Догматика Православной Церкви» преп. Иустин Сербский:  «Богочеловеческая истина о преображении природы непрестанно живет в  Богочеловеческом теле Православной Церкви Христовой и будет жить вовеки…  Воскресение мертвых будет концом смерти не только для людей, но и для видимой  природы, которая подверглась смерти и тлению по грехолюбивой воле своего  надменного господина – человека… Восстановлением человека в изначальном  состоянии Господь и природу вернет в ее изначальное безгрешное состояние. Тогда  не только христолюбивые люди древнею добротою возобразятся, но и вся  природа…»
       
       Каким образом это произойдет? А вот это нам не открыто. То,  что живое творение каким-то образом войдет в вечность, приобщиться грядущим  благам вечного и блаженного бытия – истинная вера Православной Церкви. Как это  будет? – мы не знаем.
       
       Некоторые мыслители высказывали на этот счет свое мнение, но  будем помнить, что это всего лишь частное богословское мнение, хотя и  уважаемого лица.
       
       Некоторые говорили, что войдут в вечность лишь те животные,  которые общались с человеком. Через общение с бессмертной человеческой душой и  животная душа прикоснулась к вечности, восприняла в себя благодатные силы,  которые не дадут ей исчезнуть со смертью тела, а позволят жить в ином мире…
       
       Иначе считал, например, святитель Феофан Затворник. Он  писал, что возможно, Бог сотворил некую «мировую душу». В эту-то душу и  вливаются после смерти души всех живых существ, кроме человека. «Есть градация  душ: «некая химическая душа», и выше — растительная, затем — животная. Все эти  души, низшие духа, в свой черед «погружаются в душу мира», растворяются в своем  первичном субстрате. "А душа человека не может туда погрузиться, но духом  увлекается горé, — это по смерти"» Духовные чада известного подвижника,  исповедника и прозорливого старца архимандрита Бориса (Холчева) рассказывали,  что он придерживался такого же мнения: «Не раз задавался вопрос о душе собак,  что будет с ними после их смерти. Отец Борис говорил, что их души сольются с  душой "мировой собаки"».
       
       Есть и иные, менее известные теории, но все это лишь теории.  Как и что будет на самом деле – знает лишь Бог. А мы и вся природа, предадимся  Ему, - Отцу и Спасителю, с любовью и доверием.